В минувшие выходные в парке «У моря Обского» раскинулся живописный, явно старинный лагерь. Стояли островерхие шатры, горел костер, раздавался звон кузнечного молота, а статные молодые люди облачались в средневековые доспехи, брали в руки щиты, мечи, копья и явно готовились к бою.
Я подошел к их предводителю и попросил рассказать, что, собственно, здесь происходит. Оказалось, его зовут Ярослав Цыганков. Он член клуба исторической реконструкции «Северный берег». В клубе его называют Асбьорн — Медведь богов.
Ярослав— Сколько лет вашему клубу? Какова его цель?
— В ноябре прошлого года нам исполнилось 16 лет. Цель нашего клуба – изучение истории. Мы любим историю и изучаем её путем воссоздания предметов материальной культуры. Это элементы костюма, предметы быта, доспехи и украшения. Основное наше направление — эпоха раннего Средневековья. У нас есть гончары, кузнецы, вот я — кожевник, шью одежду себе, жене. Шью полностью сам. И без применения швейной машинки. Также мы строим корабли, полноценные, на которых можно было бы ходить по морю. Сейчас мы работаем над младшим братом знаменитого корабля викингов — дракара, так называемым фэрингом. Он такой же конструкции, но поменьше. Также у нас есть судно типа бюссе. Это грузовая торговая баржа, плоскодонная лодка, которая предназначена не для моря, а для плавания вдоль берегов, по фьорду пройти, в гости к соседу и подобное. Всё что мы делаем, мы реконструируем по историческим источникам. То есть нам сначала нужно найти источник, хорошо его изучить, освоить какое-то ремесло, чтобы изготовить это самому, либо найти ремесленника, который сможет это сделать. Следующая фаза, ещё более интересная — применение на практике. Вот сейчас мы будем сражаться в боевых комплектах, которые повторяют различные археологические находки и сохранения. Например, я сегодня одет как зажиточный воин-датчанин 10 века. Это всё в науке называется экспериментальной археологией. Вот ею мы и занимаемся в такой увлекательной форме. Изучая источники, мы осваиваем новые знания, а на тренировках закаляем дух и тело, потому что, как мы поняли на практике, такие бои требуют значительной выносливости и усилий. И нагрузки в них очень нетипичные для современного человека. То есть нужно очень хорошо тренироваться, чтобы успешно противостоять противнику.
— Как вы определяете победителя в этих боях? У вас же нет понятия нокаут?
— Да, у нас нет понятия нокаут. Более того, мы стараемся таких вещей не допускать. Но у нас ведь и задача другая. Мы имитируем раннесредневековый бой. И после боя нам нужно не в Валгаллу (в рай, потому что погиб в бою) отправляться, а на следующий день, на работу. Поэтому мы только фиксируем друг по другу попадания. То есть, мы бьем не «со всей дури», хоть у нас мечи и затуплены специальным, максимально травмобезопасным, образом, но это всё равно здоровая железная дробящая палка. И поэтому удары у нас не со всей силы, а четкие, фиксированные, то есть, на технику. Но, поверьте, даже они ощущаются весьма внятно и болезненно. К сожалению, не всегда обходятся без травм. Я сегодня, наверное, к вечеру буду с синяками.
-А вот эта ваша кольчуга, она защитит от травм, переломов ребер?
— Нет, более того, в Скандинавии вообще не было доспеха, который защищал бы от заброневого дробящего удара. Кольчуга защищает только от скользящих, рубящих различных ударов. Вот моя кольчуга достаточно легко пробьется стрелой.
— У вас случаются травмы?
— Да, случаются. У меня был перелом ребра. Рассечения каждый сезон бывают.
— Но вы могли бы надеть под кольчугу, допустим, толстый свитер или что-то кожаное, чтобы смягчить удар, какой-то поддоспешник?
— Поддоспешники в эпоху викингов были только в Византии. У викингов их не было вообще, и если мы будем под кольчуги надевать что-то современное, то это будет не историческая реконструкция, а потешный бой.
— Какая цель вашего сегодняшнего присутствия здесь?
зрителям тоже интересно примерить на себя доспехи— Популяризация нашего дела. Как выяснилось, не так много людей знают не то что про экспериментальную археологию, а даже и про историческую реконструкцию. Часто о нас судят только по боям, и считают, что взрослые люди в детстве в мушкетеров не наигрались. На самом деле всё гораздо серьезнее. Мы в первую очередь изучаем историю с глубоким в нее погружением. А бои — это только внешний выход, верхушка айсберга. Мы считаем, что это общественно полезное занятие, потому что это хороший способ привить молодому поколению любовь к истории. История нашей страны очень, очень интересна, и если снимать по ней толковый сериал, то «Игра престолов», я считаю, просто уйдет на задворки. И при этом, занимаясь исторической реконструкцией, как я сказал, мы еще укрепляем дух и тело. Потому что когда ты выходишь на строй, и там хотя бы десять копий на тебя смотрят, честно скажу, ножки-то трясутся. Это хорошая закалка духа. И даже побиться с бойцом, который на порядок выше тебя по боевому мастерству, тоже страшно, и нужно преодолеть свой страх, чтобы хоть как-то противостоять такому воину. А популяризация полезна и нам. Мы получаем новобранцев, желающих изучать историю и заниматься реконструкцией. Мы принимаем всех лет с 14. Тренировки для боев начинаются с 16, а бои, только с 18 лет. И историческая реконструкция, повторяю, это не только бои, это еще и полное погружение в быт. Но об этом вам лучше расскажет Людмила Головина педагог-организатор в молодежном историко-культурном центре «Твоя история», также член клуба «Северный берег».
Людмила Головина
— Людмила, скажите, а чем в вашем клубе занимаются женщины?
— Женщины, как и в старину, занимаются рукоделием, чеканкой, приготовлением пищи, организацией походного быта. Занятия у нас проходят в течение всего года, и можно освоить любое понравившееся ремесло. Например, к нам приходят мастера по глине, и мы лепим из нее светильники, которые потом используем на фестивалях для того, чтобы вечером освещать наш лагерь. Вот сейчас занялись берестяными грамотами, это у нас впервые, и зрители очень интересуются. Но женщинам не чужды и боевые искусства, многие у нас хорошо стреляют из лука. Соответственно, они тоже тренируются в течение года, а потом на фестивалях и соревнованиях часто занимают призовые места.
— Скажите, что движет участниками? Ведь у каждого из них семья, работа, домашние дела. А тут надо еще находить время на то, чтобы заниматься, скажем так, не очень нужными делами. Что вас привлекает?
— Мы занимаемся любимым делом. Никто никого здесь не принуждает. Нами движет только интерес. Кто-то любит горные лыжи, кто-то мотоциклы, кто-то спорт. Это же тоже интерес. Это тоже дорого. И всё это занимает время. Приходят и семьями и по одиночке. Кому как нравится.
— А какое ваше любимое увлечение здесь?
— Берестяные грамоты. Мне очень интересно знать, что писали люди друг другу тысячу лет назад. Это могли быть какие-то бирки, рецепты, но большая часть берестяных грамот это всё-таки какие-то послания, письма, например, муж жене пишет, что пойди, возьми рубаху и пришли мне. Или, продайте там рожь и езжайте сюда, в Смоленск, потому что здесь хлеб дешевле. Еще что-нибудь. Совершенно разные послания. Есть и любовные, есть загадки, рисунки, азбуки. Очень много интересного.
Тем временем бойцы выстроились в боевой порядок. Две дружины сошлись на мосту, отстаивая свое право владеть им. Хоть Ярослав и говорил про умеренные удары, но, судя по звуку ударов и яростным крикам, нынешние викинги рубились не хуже своих воинственных предков. Не далеко в тире обучали всех желающих стрелять из настоящего лука и бросали копья. Женщины по старинным рецептам готовили на костре обед для могучих проголодавшихся воинов, а ремесленники как и в старину предлагали свои товары. Действительно, историческая реконструкция. Полное погружение. Чуточку воображения, и ты в поселении викингов. И уже не чувствуешь себя здесь чужим.
Сергей Завражных, фото автора