Дом должен быть таким уютным и любимым, чтобы туда хотелось возвращаться не только с работы, но даже из самых красивых городов и с самых комфортных курортов. Чтобы создать свою атмосферу, не обязательно вкладывать много миллионов рублей, хотя покрутиться всё-таки придётся. Какие элементы в пространстве квартиры играют главные роли, на чём не стоит экономить, как создать вау-эффекты, а также почему самый модный стиль — это тот, который подходит именно вам, «Новосибирским новостям» рассказала дизайнер интерьеров Анна Марковина.
Лариса Сокольникова— Анна, последние несколько лет в Новосибирске наблюдается строительный бум. Наверняка у дизайнеров нет отбоя от клиентов, поскольку большинство новостроек сдают без отделки и новосёлы делают ремонт самостоятельно на свой вкус. Часто ли вы разрабатываете проекты для новостроек и что сейчас предпочитают собственники?
— Да, действительно, покупателей новостроек среди клиентов больше. Хотя некоторое время я занимаюсь когда-то хорошо сделанными, но по разным причинам требующими ремонта частными пространствами. В бетонных коробках хотят очень разное. Проекты заказывают разные. Есть желающие на технический проект, где про грамотную планировку, сантехнику и электрику. Но большинство приходит за чем-то уникальным.
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.infoНапример, перед Новым годом мы закончили отделку двух квартир для сдачи в аренду. Они расположены в новых соседних домах. По разным причинам работы отложились больше чем на год, и за этот период хозяйка успела пересмотреть своё первоначальное решение и попросила сделать интерьер посмелее — менее бежевым, более ярким, привлекающим внимание. Рядом сдаётся много квартир, поэтому нужно как-то выделиться. Мы жахнули цвета в детали. Добавили красный, апельсиновый в благородную серо-бежевую смесь. Кстати, самый дешёвый и эффективный способ сотворить вау-эффекты в интерьере — добавить цвет. В итоге наши квартиры ушли меньше чем за месяц.
Фото: архив Анны Марковиной— С какими планировками и бюджетами работать сложнее — с маленькими или большими?
— Я умею работать с разными площадями. В моём багаже и вилла в Таиланде 1100 квадратных метров, и студия в 30 квадратов в Новосибирске. Просто их надо уметь «готовить». Ко мне приходят с разными бюджетами.
Раньше считалось, что за ремонт и обстановку нужно заплатить половину стоимости квартиры, сейчас это не так. Чтобы воплотить картинку, по которой вы вздыхаете, глядя в журнал, нужна сумма, равная цене жилища.Недавно увидела новый проект московской коллеги с пометкой «бюджетная квартирка». Бюджетная для неё — это реализация от 100 тысяч за квадратный метр. Если у меня бюджет от 100 тысяч, то и возможностей у меня очень много, поскольку в Новосибирске рабочая сила ощутимо дешевле. Клиенты находят рабочих за 15-20 тысяч рублей квадратный метр, а некоторые даже дешевле. В Москве 20 тысяч — это ни о чём.
Фото: архив Анны МарковинойЕсли бюджет на реализацию внушительный, то я точно придумаю что-то уникальное и особенное. Например, я делала этнический интерьер, в котором 80% всей мебели было выполнено на заказ по моим эскизам.
С маленьким бюджетом надо крутиться ужом на сковородке. В своих работах я стараюсь не повторяться, не люблю, когда всё одно и то же. Если вдруг клиенты будут знакомы, они придут друг к другу в гости и увидят такую же плитку в санузле, как у них дома. Вот этого не хотелось бы.К сожалению, сейчас в эконом-сегменте очень мало интересных производителей, поэтому приходится из стандартных материалов складывать нестандартные комбинации.
Фото: архив Анны Марковиной— Что люди считают дизайном и насколько это соответствует действительности?
— Всё зависит от опыта, культуры, насмотренности человека. То, что многим в Новосибирске красиво, я таковым не считаю. Есть те, для кого дизайн — это обязательное нарочитое украшательство. Здесь многоуровневый потолок с миллионом встраиваемых светильников, тут обязательно обои с блеском, а здесь роскошный шкаф-купе цвета венге. Это чей-то чужой мир, в котором человеку хорошо и комфортно. Но это не мой клиент. Я работаю с теми, с кем моё представление о красоте имеет один вектор.
Посмотрите, Италия производит одни из лучших дизайнерских предметов в мире. И это не удивительно. Там куда ни глянь, везде идеальное соотношение пропорций. Других в голове не будет. Ты сразу видишь в реальном мире сочетание гармоничных форм, оттенков и текстур, все правила композиции. Это база для дизайна.
Фото: архив Анны МарковинойИли, например, ИКЕА. Не просто дизайн, а философия и смыслы. Мне грустно от того, что ИКЕА закрылась. Для меня там было много продуманных решений от крупного масштаба планировки до самой маленькой свечки на столе. Можно было подобрать что-то адекватно, найти действительно актуальные вещи, которыми сложно испортить интерьер. Это такой конструктор для сборки самых разных комбинаций.
Фото: архив Анны МарковинойДумаю, для кого-то это был и своего рода образовательный центр. Впервые я попала туда в 2004 году, ходила открыв рот, с постоянным вопросом в голове «А что, так можно было?». Ты нигде не был, ничего не видел, а там всё продумано лучшими умами до мелочей, и можно зайти в этот мир, примерить его на себя и захотеть так же.
Дизайнер Анна Марковина. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info— Какой стиль в интерьере сейчас самый модный, который все хотят?
— Модный — тот, который подходит именно вам. Говорят же: что русскому хорошо, то немцу — смерть. Состоятельные люди часто хотят неоклассику. Это демонстрация роскоши в сочетании определённых цветов, материалов и форм. Лаконичность, симметрия. Я не очень люблю, когда стили как-то называют. Мне говорят «Хочу модерн», имея в виду современный стиль, а не шедевры Шехтеля в своей квартире. В бюджетном интерьере можно смотреть в сторону скандинавского и того же современного стиль. И вряд ли скоро что-то изменится. Минимализм, кстати, стиль очень не бюджетный. Он требует пространства и сочетания таких пропорций, материалов и мебели, каких в экономе днём с огнём не отыскать.
Фото: архив Анны Марковиной— Одно время в моде была мелкая квадратная плитка, потом кабанчик, затем в тренды вырвались крупноформатные плиты. А какие материалы сейчас актуальны?
— Я стараюсь тренды знать, но не быть жертвой моды. Интерьер — штука масштабная по вложениям средств и времени. Это не блузка и не джинсы, которые можно менять раз в сезон. Новые тарелки можно раз в полгода купить, но кухню с диваном мало кто отважится менять. Идея про «сейчас это модно» — скорее маркетинговый ход для продвижения товаров.
Фото: архив Анны МарковинойЯ выбираю материалы, которые будут хороши в перспективе. Больше думаю о пропорциях, сочетании цветов, о хозяине интерьера. Есть люди, тяготеющие к более традиционным, основательным решениям, а есть те, кто хочет, чтобы всё было максимально просто. Могу в работе над одной квартирой применить и кабанчик, и форматы крупнее. Если говорить об очень крупных форматах, то они выглядят невероятно притягательно. Могут стать и фоном, и потрясающим акцентом. Но надо понимать, не в каждом бюджете можно его использовать.
Фото предоставлено Анной Марковиной— Что в интерьере самое главное — сочетания цветов, пропорции, мебель, текстиль, свет?
— Вообще интерьер делают не стены и потолок, а свет и мебель. Даже в самом скромном помещении классная мебель смотрится невероятно. Поэтому, если позволяют возможности, стараюсь предложить и придумать максимально красивые, желательно уникальные решения. Хотя долгое время, когда я начинала, главным считалось то, с чем работают строители. Там была история про ремонт, не дизайн.
Фото: архив Анны МарковинойСейчас я на всё смотрю в комплексе. Интерьер — такое вкусное блюдо, в котором могут быть даже обычные ингредиенты. Результат должен быть не простым. На объект привожу все возможные материалы, которые в планах применять. На месте смотрю их сочетание, как они ведут себя в освещении именно этого пространства. Один и тот же материал может в салоне быть голубым, в одной комнате бирюзовым, в другой светло-зелёным.
Фото: архив Анны МарковинойБыл период, когда я думала, что знаю о цвете почти всё, нос задрала. Но мне сразу по нему щелкнули. Несколько лет назад в работе был коттедж, и всё, что я туда приносила, смотрелось грязным — как будто серого намешали. Лучшим решением в том доме оказались оттенки для детских комнат — чистые и яркие.
Фото: архив Анны Марковиной— Какое у вас базовое образование и сколько лет вы занимаетесь дизайном интерьеров?
— По образованию я архитектор промышленных зданий, но мне всегда очень хотелось заниматься именно дизайном. Моя мечта сбылась. Я занимаюсь интерьерами 16 лет и не считаю, что я всё знаю, пора почивать на лаврах. Чтобы оставаться на месте, нужно бежать в два раза быстрее. Наша профессия предполагает постоянное обучение и углубление, потому что всё время появляется что-то новое. У меня есть опыт в проектном институте, поэтому я хорошо знаю, как выстраиваются процессы, как должны выглядеть чертежи, как работают смежники, как сочетать инженерное и творческое. Это даёт мне широкий спектр возможностей.