Фото с читки пьесы Марины Крапивиной «Наташа» — фабрика нарративного театра «Дисциплина».
Ноябрь считается самым грустным месяцем в году, но только если вы его проводите не в стенах театра «Старый дом», где уже стартовала режиссёрская лаборатория, в которой приняли участие три ярких представителя нового поколения режиссуры. Арсений Мещеряков , Александр Золотовицкий и Филипп Гуревич выбрали литературный материал, чтобы после творческих поисков и репетиций представить публике свои спектакли-эскизы. Марафон показов пройдёт 10 ноября, и вполне возможно, что какой-то из сценических набросков превратится в полноценный спектакль и займёт своё место в репертуарной афише. Режиссёрская лаборатория продолжит «внеклассную» работу «Старого дома», который по уже сложившейся традиции идёт в авангарде всех актуальных форм внерепертуарной активности, высекая искру зрительского любопытства и вовлечённости в творческие эксперименты. Достаточно вспомнить знаменитые читки с фабрики нарративного театра «Дисциплина», которые собирали полные залы и вызывали волну высокоинтеллектуальных зрительских обсуждений.
«Немой официант»Выпускник актёрского факультета Школы-студии МХАТ и режиссёрского факультета ГИТИСа Александр Золотовицкий взял в работу пьесу Гарольда Пинтера «Немой официант» — ей вдохновлялся Мартин МакДона, когда снимал свой знаменитый дебют «Залечь на дно в Брюгге». Основной фокус драматургии Пинтера — внутренний конфликт человека, а пьеса «Немой официант» раскрывает всю его анатомию, рассказывая историю Бена и Гаса, которые сидят в подвале и пытаются осмыслить свою жизнь. Кстати, «немой официант» — это миниатюрный лифт, который используется для подъёма еды из кухни в ресторан или кафе.
— В первую очередь она мне интересна как пьеса-загадка, которую нужно разгадывать, — говорит режиссёр. — В ней каждое слово, каждый жест — не то, чем кажется. Сам процесс работы над «Немым официантом» напоминает детектив. Ты идёшь по следу, как сыщик. Ты анализируешь каждое сказанное персонажами слово и движешься к разгадке. Интересен даже не результат, а сам процесс.
18+ | 10 ноября, 13:00
Выпускник Московской школы нового кино и режиссёрского факультета РГИСИ Арсений Мещеряков решил обратиться к произведениям Даниила Хармса, где подлинная человеческая экзистенция обнажается через его знаменитый взлом языка. В коротких рассказах, которые вошли в этот сборник, герои подкрадываются в ночи к маслёнке, бьют друг друга зубными протезами, вынимают из головы шар и делают массу непонятных вещей — как бы задвигая классическую прозу с её логичным нарративом в дальний угол. Режиссёр считает, что рассказы Хармса — это партитура, где не нужно домысливать и инсценировать, достаточно довериться автору, чтобы пойти за ним. «История дерущихся», «Федя Давидович», «Математик», «Новая анатомия», «Четыре иллюстрации…» — эти рассказы лягут в основу спектакля-эскиза Арсения Мещерякова.
— Это будет масочный театр, где зерно характера персонажа проявится через какую-то крайнюю степень максимальной выраженности и яркости на сцене, — говорит режиссёр. — Каждый персонаж — это некая маска, которая соответствует интенсивному музыкально-пластическому и хореографическому рисунку. Такой синтез хореографического, музыкального и драматического театров, где одно подкрепляется другим, и, соответственно, все эмоции, чувства, ситуации и действия выражаются на максимуме своей проявленности.
18+ | 10 ноября, 16:30
Филипп Гуревич идёт в авангарде режиссёров молодого поколения — его работы отличает самобытный почерк творца, а для эскизного спектакля в «Старом доме» он выбрал знаменитую «комедию-шутку» Александра Сухово-Кобылина. «Смерть Тарелкина» стала заключительной частью его драматической трилогии «Картины прошедшего», которую он создавал 12 лет — с 1857 по 1869 год. Судьба-злодейка вороватого судейского чиновника Тарелкина, инсценировавшего собственную смерть ради выгоды, всякий раз открывает новые пространства для режиссёрских вопросов, пытающихся понять природу человеческих поступков.
— Мне кажется, это материал про свободу и про желание человека её достичь любыми путями, — раскрывает концепт будущего эскиза Филипп Гуревич. — Здесь нет конфликта системы и человека — эта история о том, что мы не должны переходить определённую моральную грань, оправдывая это тем, что находимся в жизненном тупике. Я вижу в материале столкновение двух характеров, двух сильных эго, даже конфликт маскулинности — по принципу «вор у вора дубинку украл». Невозможно разрешить патовую ситуацию лукавым и тёмным методом, пытаясь нагреть систему. Единственный способ — найти странный хрупкий баланс. Но когда ты обозлён на мир, это сделать невозможно.
18+ | 10 ноября, 20:00