Темпераментный, яркий, требовательный: таким запомнили Каца ученики и коллеги. Молодой выпускник Ленинградской консерватории приехал в Новосибирск в 1956 году. Ему предстояло создать оркестр. Ни инструментов, ни нот, ни музыкантов. А когда первые столичные выпускники прибыли в Новосибирск, им негде было жить.
«Я по наивности думал, что это трудно. Но так трудно, как оказалось, я не предполагал. Я вспомнил Евгения Онегина и вопрос Татьяны, не знаю, как начать», ─ вспоминал музыкант.
Не знал, но начал. От исполкома добился разрешения занять любое пустующее здание. Им оказался театр «Старый дом», в то время ─ полуразрушенная школа. Он не только помогал с жильем, договаривался с лучшими медицинскими клиниками о лечении своих подопечных, по-отечески любил каждого музыканта, рассказывает дочь маэстро Виктория Якобсон. Когда он говорил, я ему повысил зарплату, или я достал инструменты, он был счастлив. Музыкант родился в Баку. Главным вершителем судьбы будущего дирижера была мать ─ скрипачка в оркестре Бакинской филармонии.
«Судьбой было определено, что у меня есть талант к музыкальному искусству. Я не могу сказать, что моя мама заставляла меня заниматься, просто сама атмосфера дома крутилась вокруг музыкальных произведений», ─ рассказывал Арнольд Кац.
Не боялся трудностей, шел против ветра. В 1966 году на юбилейном концерте оркестра исполнил запрещенную в Советском Союзе Симфонию № 13 Шостаковича. Из зала в тот день были слышны выкрики «Спасибо за смелость!».
В советском музыкальном сообществе обратили внимание на темпераментного дирижера и высоко оценили профессионализм его оркестра. Восторженные рецензии, мировая слава, Париж, Милан, Канны, Лондон, Берлин. Теперь никому и в голову бы не пришло назвать Новосибирский оркестр провинциальным. Арнольд Кац ─ единственный в стране возглавлял созданный оркестр в течение 50 лет. Благодаря ему раскрылась душа Новосибирска музыкального, а филармония стала брендом столицы Сибири.
Анастасия Болотина / ФОТО: «ВЕСТИ НОВОСИБИРСК»