ЮРИЙ НОРШТЕЙН
Родился в 1941 году. Советский и российский режиссёр мультипликационного кино и художник-мультипликатор. Народный артист Российской Федерации (1996). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Фильм «Ёжик в тумане» в 2003 году был признан на Международном фестивале в Токио мультфильмом всех времён и народов.
Почти 50 лет прошло с момента создания истории о Ёжике, который отправился к другу Медвежонку, заблудился в тумане и вышел из него «совершенно другим человеком». На встречу с режиссёром-мультипликатором Юрием Норштейном в формате видеоконференции в ЦКиО «Победа» пришли зрители разных поколений. Некоторые из ответов Юрия Борисовича мы представляем вниманию наших читателей.
О новосибирской мультипликации— Вижу в зале Петра Анофрикова, основателя киностудии «Поиск», рад приветствовать. Вот мне очень жалко, что мы с Петром Ивановичем последние несколько лет не видимся, хотя раньше регулярно встречались на фестивале в Суздале. Пётр Иванович замечательный человек, восхищаюсь им, потому что с его помощью, при его участии организована абсолютно уникальная детская киностудия «Поиск». Это совершенно не значит, что дети, которые там занимаются, станут потом режиссёрами. Дело совершенно не в этом. А в том, что они узнают много удивительного. Я об этой студии всегда всем рассказываю: здесь главные герои — это сами дети. А взрослые педагоги и преподаватели им только помогают. У меня на памяти несколько фильмов этой студии, которые считаю шедеврами детей. Я не знаю, кем стали эти маленькие авторы, но фильмы остались, я их часто показываю своим близким, знакомым, профессиональным мультипликаторам и режиссёрам.
Откуда взялся Ёжик?— Когда-то в 1974 году, это было 50 лет назад, мне позвонил один человек и сказал, что он писатель, пишет для детей сказки. Звали его Сергей Козлов. И он мне предложил почитать его сказки и как режиссёру выбрать для фильма. Мне понравилась сказка «Ёжик в тумане», потому что мне нравится даже само это слово «ёжик» — оно очень какое-то такое, знаете ли, колючее. И ёжика в руки очень трудно взять, как и горячую картошку. Но в то же время он смотрит на тебя, живой, своими глазками любопытствующими. Рисовала для фильма его Франческа Ярбусова, моя жена. И мне кажется, что она нарисовала очень хороший персонаж!
Как появился Медвежонок— Персонажа Медвежонка не было в этой сказке. Он появился потом. И мне нравится, когда говорят «Ёжик и Медвежонок». Потому что там, действительно, медвежонок. Когда мы говорим «медведь» — это совсем другой зверь: «И встал медведь, зарычал медведь...». А медвежонок — это то, что знакомо каждому ребёнку, несмотря на то что дома у него живут кошка или собака, а может быть, даже ёжик. Потому что медвежонка дома держать нельзя, он вырастет, будет большой, поломает всю мебель. А здесь Медвежонок друг Ёжика, это тоже очень важно, и он ждёт его и очень-очень беспокоится, начинает кричать, звать. Если вы помните фильм: Ёжик шёл в тумане и слышал голос, который звал его. Когда мы оказываемся в лесу, мы перекликаемся друг с другом, зовём друг друга.
Не растерять любопытства— Очень часто спрашивают про саму фигуру Ёжика. Кто он такой? Как мне кажется, это очень любопытствующее существо. А вообще, если человек не любопытствует, нужно вспомнить, насколько интересен для него был мир в детстве. И поэтому он, подрастая, становясь взрослым, должен забирать этот мир с собой. И вспоминать его, когда ему не всегда приятно, не всегда легко. Но вспоминая тот интерес, который у него был в детстве, он сразу по-другому начинает смотреть на себя, на природу, на друзей. Он понимает, что такое быть настоящим другом, что должны быть обязанности перед другом. Это всё мы начинаем узнавать в детстве. Поэтому детство — очень важная часть человеческой жизни, может быть, самая главная. И чем интереснее для нас будет жизнь в детстве, тем интереснее будет для нас жизнь, когда мы станем взрослыми. Я всем желаю, для того чтобы быть интересными, читать книги, слушать музыку, обязательно смотреть картины, самому рисовать. Все дети в детстве очень хорошо рисуют. Всегда. Но только мало кто из них становится потом художником, или писателем, или композитором. Иногда теряется интерес к жизни, тот, который всегда с нами был в детстве. И нужно, чтобы кто-то появился рядом, кто прочитает необыкновенное сочинение или даст послушать прекрасную музыку. И человек вдруг становится весёлым, радостным, азартным. Это очень важно, когда мы живём, когда рядом с нами друзья и когда мы можем с друзьями поделиться этой радостью.
Поэзия неба— Вот для меня важно, чтобы рядом обязательно должен быть тот, с кем можно посчитать звёзды. Понимаете, вообще, поэзия неба, поэзия звёзд — она очень важна. Вспомним Владимира Маяковского: «Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!». Есть замечательное стихотворение Исаака Фефера в переводе Маршака: «Весь в слезах вернулся мальчик поздно вечером домой. Поскорей зовёт он маму, поскорей иди за мной...». Мальчик рассказывает, что он видел, как кони пьют воду в реке, а вместе с ней солнце. Он беспокоится, что потом кони выпьют речку с облаками и луной и «поглотят наши звёзды, не оставят ни одной». И мама говорит о том, что много-много тысяч лет конь с водой глотает звёзды, но не гаснет звёздный свет… Может быть, поэтому мне стало интересно делать этот фильм, потому что здесь тоже говорится о звёздах, только здесь Ёжик и Медвежонок разделили пополам небо, каждый считает количество звёзд на своей половине. Главное, чтобы вы не разучились смотреть на звёздное небо. Это самое важное. Об этом говорит искусство. Совет на все времена.
Я в детстве тоже смотрел, как и другие, на звёздное небо. Для меня было интересно в детстве всё. Я обожал деревья, обожал лазить по ним. У нас во дворе рос большой тополь. И когда я выходил из коридора нашего дома весной — я жил в коммунальной квартире, — всегда пытался поймать тот момент, когда вот сегодня почки закрыты, а на следующий день они открываются. А потом дерево покрывается такой дымкой зелени. И я обожал смотреть на тополь, а за тополем было небо, а в небе были облака. И я могу только сказать детям: смотрите на небо, смотрите на облака, только не тогда, когда переходите улицу. Там нужно смотреть на сигналы, которые вам даёт светофор.
ФАКТО встрече Ёжика с собакой
Собака не случайно появляется ярким пятном в фильме. Ведь Ёжик заблудился в тумане и не заметил, как потерял узелок. И он переживает ужас, что он придёт к Медвежонку без подарка — там же у него малиновое варенье, если вы помните. И он переживает это всё, и оказывается в ужасных обстоятельствах. Ему кажется, что весь мир против него. И вдруг это всё заканчивается появлением собаки. Мы специально с художником сделали ей рыжие уши, потому что после серого такого эпизода, очень страшноватого, многие боятся собак. Может быть, кто-то не знает, как себя с ними вести. А у меня в детстве — я счастливый человек — во дворе было много собак, и поэтому я знал, как себя с ними вести. Это очень важно. Поэтому для меня собака — живое, тёплое существо. Оно жарко дышит на тебя и обдаёт тебя своим теплом. И вот эти ощущения от неё мне хотелось вложить в эпизод встречи Ёжика с собакой. И заканчивается этот эпизод благополучно — собака приносит ему узелок. Почему она ему приносит? Потому что у неё совсем другой нюх. По тонкости в тысячу раз выше, чем у человека. Никакой прибор физический не может с ней сравняться.. Вера ТОЛМАЧЁВА | Фото предоставлены студией Норштейна