Игорь Муренко: Меня завораживает, делает счастливым само течение жизни

my caption - Новая Сибирь
Фото: www.newsib.net
Он — самый востребованный из новосибирских драматургов.

ЕСЛИ БЫ МЕНЯ СПРОСИЛИ, существуют ли на свете абсолютно, непогрешимо положительные люди, а я бы без запинки ответила: да. А в пример бы привела Игоря Николаевича Муренко, бывшего одним из наиболее авторитетных журналистов и репортеров на ГТРК «Новосибирск» и добившегося высот в драматургическом творчестве. Обычно литераторам, «богеме» свойственна свистопляска, связанная с вихрем светской жизни, стимуляцией вдохновения пьянками, частой сменой половых партнеров и т. д. А он — идеальный семьянин, лишенный вредных привычек и тяги к эпатажу, к экстравагантным выходкам. Нет, я никого не осуждаю, я за свободу выбора образа жизни, но меня восхищает логичная, праведная, полная достоинства и смысла линия жизни Игоря Муренко. Вероятно, из-за этой душевной чистоты он выглядит как минимум лет на 15 младше своего возраста — застрял в облике мужчины около 40 лет, каким запомнился телезрителям. Совершенно не стареет, не меняется со временем ни внешне, ни внутренне.
      На днях в Сибирском центре современного искусства состоялась читка его новой пьесы «Клад Крем», организованная товариществом сибирских драматургов «Драм-Сиб». В читке участвовали актеры четырех театров — заслуженные артисты РФ Евгений Важенин и Александр Варавин из «Глобуса», Наталья Варахоба из «Красного факела», Сергей Грановесов (заслуженный артист России и и. о. худрука театра «На левом берегу») и Владимир Казанцев из «Старого дома». Слушатели смеялись практически непрерывно, реагировали более чем эмоционально. В первом ряду сидел Анатолий Узденский, народный артист России, бывший «стародомовец», ныне актер московского «Современника», вынесший вердикт: «Пьеса будет жить!» Интересно, что автор вовсе не испытал «час торжества», на читке продолжал работать над текстом, сидел то с отстраненным, то с тревожным лицом и делал себе пометки. Новая пьеса стала отправной точкой нашего диалога.
      — Игорь, прежде всего хочу тебя поздравить. Я знаю, чего — каких мук и самоотречения — стоит создание текста, реализация замысла. Никогда, ни в каких ситуациях не испытывала большего удовлетворения, чем в тот момент, когда ставлю финальную точку и с блаженством откидываюсь на спинку кресла, придвинутого к письменному столу.
      — Ира, читка в СЦИИ для меня стала этапом работы, а не демонстрацией готового результата, она помогла мне понять, куда двигаться дальше, что дорабатывать. Продолжаю работать над пьесой каждый день, нет такого дня, чтобы что-то не поменял. Но не могу сказать, что этот процесс меня как-то удручает, он меня, наоборот, греет, радует.
      — Зачем дорабатывать, если пьеса уже хороша?
      — Затем, что она будет еще лучше.
      — Ладно, допустим, так и произойдет. Расскажи, пожалуйста, нашим читателям, о чем пьеса, откуда это странное название «Клад Крем» без разъединяющей точки между двумя словами.
      — Мне подумалось, что название «Клад Крем» будет очень хорошо смотреться на театральной афише. Оба слова означают нечто приятное. Вот ты бы хотела найти клад?
      — Я? Никогда, даже в мыслях близко не держала. Наверное, потому что мне давно не 17 лет, я законченная реалистка. Но согласна: клад и крем — это привлекательные слова.
      — Вот. Как только произносится первая фраза пьесы, название словно расцветает для зрителя. Тем более что это по жанру комедия. Становится понятно, почему именно такое название. Но я сейчас хотел бы сохранить сюжет в тайне. О чем пьеса, отвечу коротко, анонсом, который сопровождал объявление о читке: «Курортный роман и мир тонких энергий. Ревность, измена и выбор у последней черты — все это сводит вас с ума? Профессиональный психолог поможет вам, даже если ему самому нужна психологическая поддержка».
      — Ах, ну да, у тебя один из персонажей — психолог. Им, правда, зачастую самим нужна психологическая поддержка. А вот писатели самодостаточны — сами себе формируют устраивающую их реальность хотя бы в фантазиях. Кстати, тема курортного романа, по-моему, из неисчерпаемых. Взять «Даму с собачкой» Чехова. У меня нет собачки, но только на курорте я готова к романтическим приключениям, а здесь — о, нет, только не это, извините, мужчина!
      — Да уж знаю твои принципы. Вернусь к читке — это была проверка текста на публике, и она прошла хорошо. Смеха было много. Это важно для комедии. Нет смеха — нет комедии. Сейчас я вношу в пьесу изменения, связанные с решением задачи — как вместить методы Эриксоновского гипноза и нейролингвистического программирования, которыми владеет мой психолог, в комедийное театральное пространство. И так вместить, чтобы незаметное для пациента стало заметным для зрителя. Похоже, мне удалось решить эту задачу.
      — Хотя, казалось бы, куда уж круче? 25 декабря исполнится 17 лет со дня премьеры «Шуток в глухомани» в НГДТ Сергея Афанасьева, спектакль сыгран уже около 600 раз, он очевидный лидер посещаемости, прямо нетленка. Я сама была свидетелем, как в кассе паренек спрашивал билеты на спектакль «где лепят пельмени» — название запамятовал, а пельмени стали кодовым знаком. Давай вернемся на «дцать» лет назад, расскажи, как сочинялся этот твой хит. Как возник замысел?
      — Первую свою пьесу я написал в 32 года. Только после 30 лет появляется свое отношение к жизни — в приближении к возрасту Христа. За плечами у меня были армия, университет, работа в заводской газете и на телевидении.
      — Не сомневаюсь, что еще до того, много раньше ты писал стихи.
      — Писал. А первую пьесу показал главному режиссеру новосибирского ТЮЗа, и он сказал: «Вы умеете строить диалог. Вам нужно попасть на семинар к Виктору Розову». Но в литинститут, где преподавал Розов, с высшим филологическим образованием не брали. Но я поехал в Москву и позвонил мастеру по телефону, попросил его прочесть мою рукопись. Он согласился и через неделю вынес вердикт: «Ни в коем случае не бросайте. Пишите следующую пьесу. Вы созданы для этого». Эти слова, три короткие фразы поддерживали меня в трудные минуты, а таких минут было много, ведь 9 лет театры отвергали мои пьесы.
      Большую помощь мне как начинающему автору оказали лаборатория драматургов, режиссеров и критиков Урала, Сибири и Дальнего Востока, семинар драматургов России в Рузе, семинар молодых драматургов СССР, участником которых я был в течение нескольких лет. Но помощь эта была теоретического плана, а вот на практике никто не хотел первым репетировать пьесу автора, пьес которого никто еще не ставил. Режиссеры текст хвалили и при этом говорили: «Меня в театре спросят — а где еще поставлен автор? И что я скажу?»
      Как ни странно, помогла моя репутация защитника «униженных и оскорбленных» на телевидении. Телевизионная популярность сработала. Новосибирский театр «Старый дом», завлит которого читала мои пьесы, предложила написать пьесу по сказкам Андерсена.
      — Вот в этом месте, извини, перебью. Когда ты говорил о главреже ТЮЗа, ты кого имел в виду? Григория Гоберника? А завлит облдрамы — «Старого дома» — это Виктория Холодова?
      — Что-то угадала, что-то нет. С Григорием Яковлевичем Гоберником я до сих пор дружу, общаюсь через Facebook. Он поставил в «Глобусе» мою пьесу «Призвание — убийца». И поставил гениально. Но главрежем тогда был Лев Серапионович Белов.
      — А я дружу с Викторией, бессменным завлитом московского Театра.Doc, — это были уникальные времена в «Старом доме», когда мы, журналисты, битком набивались в ее тесный кабинет, говорили и спорили. Она практически создала первую театральную дискуссионную площадку.
      — Конечно! Но вернусь к ее предложению. Я почитал сказки датчанина Андерсена и обратил внимание на то, что он очень религиозен. Шел 1991 год, народ жадно читал ранее запрещенное Евангелие, и я предложил театру более «горячий» вариант — положить в основу пьесы историю Иисуса Христа. Мать и отец рассказывают сыну перед сном о рождении и распятии Спасителя, и мальчик во сне отправляется спасать Иисуса... Так появились пьеса «Отче наш» и моя первая премьера, спектакль, показывавшийся семь сезонов, ставший лауреатом международного фестиваля в Одессе, на Украине.
      — Я, если честно, вообще не представляю, как ты находил время на то, чтобы писать пьесы, ведь ты каждый день работал в эфире. У тебя журналистское образование?
      — Нет, я по образованию филолог, окончил Новосибирский государственный университет. И ты угадала, я с детства писал стихи, приглядывался к тому, как пишут большие поэты: Бальмонт, Баратынский, Блок, Брюсов, Бунин, Глинка, Державин, Есенин, Лермонтов, Пушкин, Северянин, Тютчев и другие. Для того чтобы лучше изучить литературу и инструментарий, которым она создается — язык, — я и поступал на филфак НГУ.
      — Большой был конкурс?
      — Нормальный, пять человек на место. Сначала о драматургии, о театре не думал. Но вот на втором курсе внезапно появилось страстное желание играть в театре. На мое счастье, в университете образовался студенческий театр, и я с наслаждением приступил к репетициям роли Маскариля в пьесе Мольера «Смешные жеманницы». Имел успех, но цели стать актером все-таки не появилось.
      — Давай подсчитаем, сколько ты написал пьес. Я, кроме тех, что шли в Новосибирске, читала «Актриса ночью».
      — «Актриса ночью» была поставлена в Казахстане, в театре «САНТ» города Актау, другая моя пьеса «Семечко тыквы» сначала была освоена на Новосибирской студии телевидения, а после в студии «Софит» города Спасска в Приморском крае. Далее пьесы «Королева Лир», «Мусорные бяки», «Бабуин и дембель», «Сын приехал» — поставлены на ГТРК «Новосибирск», комедия-буфф «F1-помощь! Памяти Windows 2000» поставлена в Минске в молодежном театре. Вообще у меня более 15 пьес, но — признаю — такого успеха, как «Шутки в глухомани», ни одна другая не удостоилась. «Шутки» поставлены в 46 театрах страны, в таких городах, как Киров, Мурманск (дважды), Тверь, Барнаул и т. д., в Узбекистане (Ташкент) и Казахстане (Усть-Каменогорск).
      — Отлично!.. Догадайся, какой вопрос вертится у меня на языке?
      — Как я писал эту пьесу?
      — Нет, сделала ли тебя богатым эта пьеса, авторские отчисления от проката?
      — Ира, какое богатство? У меня как не было машины, так ее и нет, в материальном смысле ничего не изменилось. И это хорошо — для драматургии, вообще для творческого человека. Большие деньги расхолаживают. Чем больше комфорта, тем меньше творчества. Заметил на примере известных поэтов и композиторов. Пока ездили в метро — писали хорошие песни. Как только пересели на джипы, песни перестали брать за душу. Как говорил известный искусствовед Борис Поплавский: «Искусство рождается из неуверенности».
      Я все же хочу рассказать тебе, как я писал «Шутки». Писал полтора года. Пьеса брыкалась, как дикая лошадь, не давалась в руки, как Жар-Птица. Были моменты, когда я в отчаянии хотел ее бросить. Но сцена, где Санька ночью храпит в гробу, маячила, манила, увлекала — хотя я не знал, как сюжетно к ней подвести. И вот наступил снежный апрель, и у меня в мозгу «заискрило». Тогда уже не я пытался ухватиться за пьесу, а она схватилась за меня и уже не отпускала, заставляла бросить все семейные дела и уходить в выходные дни на работу, чтобы в тишине и одиночестве писать.
      «Шутки» понравились Сергею Афанасьеву, но он поставил мне условие — найти на постановку 60 миллионов рублей (в то время это равнялось примерно 10 000 долларов). И тут вновь помогла моя телевизионная известность. Первый же человек, к которому я обратился, дал всю сумму.
      Вот ты видела покупателя билетов, а я почитал форум и убедился, что люди ходят на «Шутки» в пятый и в шестой раз, чтобы избавиться от хандры, от депрессии.
      — Знаешь, твои «Шутки» тот случай, что в рекламе не нуждается. Я поражаюсь тому, как ты сам в довольно сложных обстоятельствах сохраняешь оптимизм.
      — Что ты имеешь в виду под «сложными обстоятельствами»?
      — То, что у тебя дома две пожилые женщины. Одна лежачая, другая еле ходит. О них надо день и ночь заботиться, как о детях. Твоя мама и твоя теща.
      — Так это не обсуждается, это человеческий долг — заботиться о родителях. Моей маме 87 лет, я очень счастлив, что мама жива, со мной; не важно, что она еле передвигается на ходунках, больше не печет пирожки. Это моя мама!.. Я и к теще отношусь, как к родной маме, ничего, привык кормить, беседовать, давать лекарство.
      — У тебя вообще здравое, верное отношение к жизни. Помню, несколько лет назад встретила тебя на подступах к набережной Оби, близ Речного вокзала. Ты просто гулял, дышал свежим воздухом, наслаждался красками заката. Наверное, ловил от них вдохновение. Я совершенно лишена простых удовольствий жизни, довлеет суета — быстро-быстро бегу, смотрю, пишу. И только мечтаю о степенности.
      — Неужели ты помнишь о том, как мы встретились на набережной?
      — Конечно, у меня с памятью вообще все хорошо. И еще я часто испытываю зависть к людям, которые умеют что-то делать лучше меня. Вернее, это восхищение, граничащее с белой завистью. У тебя есть драматургический дар, а у меня его нет, но оценить-то я способна! А ты к кому-нибудь испытывал зависть?
      — Было дело. К Альберу Камю. Потому что всегда будут изучать историю философии, а в ней экзистенциализм. А романы Камю являются составной (художественной частью) этого философского течения. Поэтому их будут читать всегда. И через 100, и через 300, и через 500 лет.
      — А не хочешь восхититься своей супругой Верочкой?
      — С удовольствием. Задавай вопрос о личной жизни поконкретнее, и я отвечу.
      — Я думаю — тебе реально повезло со спутницей жизни. Актеры «Старого дома» мне однажды рассказывали, как после премьеры твоей пьесы ты всех пригласил к вам домой, и вы до утра праздновали, обсуждали. А Вера поддержала приглашение, собрала на стол. Так поступить могла только истинная единомышленница.
      — Ну что я могу в двух словах сказать о Вере? О ней и 20 томов написать — мало. Да, мне повезло, жена — умница и красавица.
      — Расскажи, как познакомились, как ухаживал, какими словами признавался в любви.
      — Ой, так давно это было... Я сначала увидел Веру на фотографии, и возникло видение, что мы женаты, у нас есть дети. Я был взрослым — 34 года, она на 12 лет младше, была еще студенткой. Пригласил Веру в Центральный ресторан, располагавшийся на площади Ленина, и занимал рассказами о своих подвигах в армии. А служил я в батальоне милиции, так что рассказать было о чем.
      — Вы танцевали, смотрели друг другу в глаза?
      — Нет — в уши. Шутка. Да, но это не столь важно. Когда я провожал Веру домой, прочитал ей свое стихотворение, которое сочинил в армии, когда ночью стоял в карауле, охранял воинскую часть.
      Дальний гром и тучи над полем
      не пугали в траве муравья.
      Он тащил землянику довольный —
      сытой будет сегодня семья.
      Представлял, как голодный сынишка
      сладкой ягодой вымажет рот,
      Лапки, усики, брюшко, штанишки
      и, обняв папу, сладко заснет.
      Дождь закапал, в грозу превращаясь,
      оставалось чуть-чуть до жилья,
      Но корова, домой возвращаясь,
      раздавила ногой муравья.
      Поздним вечером в темном пригоне
      жадно вымя теленок сосал
      И не знал, что один муравьенок
      муравья в муравейнике ждал.
      — Знаешь, что мне кажется характерным для твоего творчества? Отсутствие пошлости, ненормативной лексики, спекуляций на эротизме. Ты доказал, что можно быть востребованным автором без этих «манков».
      — Не думаю, что я был бы более популярным с «манками», как ты выразилась, и к тому же это был бы не я. Каким случился, таким и пригодился.
      — Игорь, вот интересно — 25 декабря у тебя день рождения, и в тот же день исполнится 17-летие спектакля «Шутки в глухомани» в театре Сергея Афанасьева. Тебе сколько лет исполнится?
      — Давай считать, что мне тоже 17? И все у меня впереди.
      — Согласна. С наступающим!
     

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
Еще на два года будет продлен контракт с директором Новосибирского хореографического училища: он прошел очередную аттестацию в Москве, все члены комиссии отметили высочайший профессионализм педагогов училища,

24.01.2020
 
«Время читать!». Трилогия Дины Рубиной «Русская канарейка» - ТВК-плюс Мы продолжаем рубрику «Время читать», в которой работники межпоселенческой библиотеки Искитимского района знакомят телезрителей с книжными новинками, важными событиями культурной жизни и ресурсами самой библиотеки.

24.01.2020
 
 
«Единая Россия» приглашает всех желающих в исторический парк «Россия – моя история». Пропуск: студенческий билет - Единая Россия 25 января страна празднует День студентов – праздник всех Татьян. Партия «Единая Россия» организует безвозмездный вход в мультимедийный исторический парк «Россия – моя история» при предъявлении студенческого билета.

24.01.2020
Как мамонта назовем? - Газета Навигатор Кости древнего животного, пролежавшего в земле несколько тысячелетий, нашли в Новосибирской области.

24.01.2020
14 февраля 2020 года зрителям спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» артисты Новосибирского областного театра кукол покажут технику управления тростевыми куклами.

24.01.2020
 
Открыть оригинальное изображение - Министерство культуры Новосибирский государственный краеведческий музей в рамках своего 100-летнего юбилея представляет выставку «Золотой век.

24.01.2020
Нажмите для просмотра в полном размере... - Централизованная библиотечная система 23 января в читальном зале центральной библиотеки состоялся кино-круиз «Ах, синема, синема» , посвященный фильмам-юбилярам 2020 года.

24.01.2020
Открыть оригинальное изображение - Министерство культуры Новосибирский государственный краеведческий музей в рамках своего 100-летнего юбилея представляет выставку «Золотой век.
Министерство культуры
24.01.2020
Кости древнего животного, пролежавшего в земле несколько тысячелетий, нашли в Новосибирской области.
24.01.2020 Газета Навигатор
Какие мероприятия пройдут в Год памяти и славы в Новосибирской области Весь 2020 год пройдёт под эгидой сохранения исторической памяти, но центральным событием, конечно,
23.01.2020 Газета Ведомости
Павел РАЗУВАЕВ Обозреватель «Советской Сибири» запечатлел ярчайшее спортивное событие минувшей недели  Чемпионат России по греко-римской борьбе в новосибирском Экспоцентре стал предварительным этапом подготовки к п
23.01.2020 Советская Сибирь
НСО-2019: цифры и факты - Газета Ведомости Публикуем отчёт губернатора о результатах деятельности правительства региона в 2019 году Основные результаты социально-экономического развития региона В 2019 году социально-экономическое развитие Новосибирской обла
Газета Ведомости
23.01.2020
Прокуратура Ленинского района г. Новосибирска проверила размещенные в СМИ сведения об отключениях теплоснабжения в многоквартирных домах, социальных объектах из-за повреждения магистрального трубопровода по ул.
24.01.2020 Прокуратура Новосибирской области