Наталья Эфендиева: Ржевский против Сокурова. Пустота отечественного кинематографа


9 февраля в неширокий российский прокат выйдет "Фауст" Александра Сокурова. Премьера обладателя венецианского "Золотого Льва" прошла в конце января в Санкт-Петербурге и Москве. В то же время на российских экранах стартовала комедия Марюса Вайсберга "Ржевский против Наполеона". Одновременный выход этих фильмов в начале года в очередной раз обнажил болезненные темы родного кино - почему так катастрофически заметно расхождение, так бросается в глаза разница между произведениями, подобными сокуровскому, и кинотрэшем, производимым господином Вайсбергом и компанией.

Назад, в СССР!?..

Нынешнюю ситуацию есть с чем сравнивать. Благо в истории нашего кино бывали положения и похуже. Достаточно вспомнить послевоенный период "малокартинья" длиной в 7 лет. Но сравнение оказывается решительно не в пользу современного российского кино. В Советском Союзе между выдающимися кинопроизведениями и шаблонными, беззастенчиво пропагандистскими все-таки размещалось еще и достаточное количество высококачественных фильмов. Другими словами - регулярно выпускались добротно сделанные картины по правдоподобным, а отсюда - убедительным сценариям, с вменяемой режиссурой, диалогами, не напоминающими разговор умалишенных, внятной мотивацией поступков героев, и самих героев, с которыми зритель хотел и мог себя отождествить.


В современном отечественном кино подобных картин смехотворно мало. В подтверждение приведу следующие факты. В 1988 году в кинотеатрах можно было посмотреть "Дни затмения" Александра Сокурова и две работы Киры Муратовой: "Перемена участи" и "Среди серых камней" (снятого в 1983 году, но выпущенном уже после начала перестройки). В прокат тогда, по данным ежегодника "Экран. Обозрение киногода", вышло 152 отечественные картины. Назову лишь некоторые: "Асса" Сергея Соловьева, "Вы чье, старичье?" Иосифа Хейфица, "Где находится нофелет?" Анатолия Эйрамджана, "Десять негритят" Станислава Говорухина, "Джек Восьмеркин - американец" Евгения Татарского, "Забавы молодых" Евгения Герасимова, "Дорогая Елена Сергеевна" Эльдара Рязанова, "Маленькая Вера" Василия Пичула, "Следопыт" Павла Любимова и т.п.

Перечислять названия можно еще довольно долго, пока не закончится этот список и не начнется следующий. С большой долей уверенности можно утверждать - часть фильмов нынешние зрители видели, о других слышали, а еще о каком-то количестве - могли читать. "Асса" тогда собрала свыше 17 миллионов зрителей, "Десять негритят" - более 30 миллионов, а "Маленькая Вера" - и вовсе 50 с лишним миллионов. При этом фильмы Сокурова и Муратовой посмотрело в общей сложности меньше миллиона зрителей. Что ничуть не умаляет их художественных достоинств. Рассчитаны они, во-первых, на более подготовленного зрителя, чем того требует, положим, бытовая драма или детектив. А во-вторых, деньги считали и в то время.

В 2011 году вышло 69 картин отечественного производства. Большая часть из них в прокате прошла неуспешно. Из всего перечня вспомнится в лучшем случае с десяток названий. И то, во многом благодаря фестивальным и еще каким-либо наградам либо агрессивной и навязчивой рекламе, после которой, правда, фильм смотреть уже совсем не хочется. Остальные - мимо.

В итоге, между "Фаустом" и "Ржевским" - фактическая пустота, которую не в состоянии заполнить пять или десять прекрасных российских режиссеров вроде Алексея Попогребского, Бориса Хлебникова, Андрея Звягинцева, Бакура Бакурадзе, Николая Хомерики и др. Этот пробел могло бы заполнить телевидение, выдавая достойную продукцию. Не тут-то было. Центральные телеканалы (с явным отрывом в этом сегменте идет "Россия") с исступлением фанатиков выдают картины и сериалы неправдоподобные настолько, что их с трудом смотрят даже самые неприхотливые зрители. Отличие часто лишь в том, что ту же пошлость и безвкусицу заворачивают в приятную глазу обертку. Единственное, чем пока еще не слишком грешат отечественные телеканалы - низкопробным юмором. Стоит предположить, что это лишь вопрос времени. Ибо почему-то принято считать - отечественный зритель не грешит тонким изысканным вкусом, невероятно глуп и скушает все, что ему не предложат. А посему пошлые комедии вроде "Ржевского" и ему подобных с легкостью собирают кассу.

А что же Ржевский?.. (к истории вопроса)

Длительной истории в нашем кино образ поручика Ржевского не имеет. Но не исключено, что после комедии Марюса Вайсберга о нем вообще постараются забыть. И побыстрее.

Изначально фигура бравого поручика - вымышленная. Будучи плодом бурной фантазии герой укоренился в людском сознании, в первую очередь благодаря анекдотам в фривольных тонах. На отечественном киноэкране Ржевский впервые появился в 1962 году в комедии Эльдара Рязанова "Гусарская баллада". Сыграл его Юрий Яковлев, актер вахтанговского театра. Картина сняли в юбилейный год - к 150-летию Отечественной войны 1812 года и Бородинской битвы. Сценарий создавался на основе пьесы Александра Гладкова "Давным-давно", написанной еще в 1940 году. До нулевых нового века наше кино к этому обаятельному персонажу не возвращалось. В 2005 году Андрей Максимков снял 8-серийный фильм "Подлинная история поручика Ржевского" с петербургским актером Александром Баргманом в главной роли.

200-летие Отечественной войны и Бородино российский кинематограф тоже решил отметить комедией. Но уже иного пошиба. Естественно, возникает вопрос - неужели наше кино отметит значимую дату только таким вольным во всех смыслах экскурсом в историю? И да, и нет. Осенью этого года планируется премьера "Уланской баллады" Олега Фесенко. Еще, в прошлом году ходили слухи о съемках эпической любовной драмы "Василиса Кожина". Но этот проект RWS (Russian World Studios), похоже, канул в забвение и всплывет ли вновь - неизвестно. На этом все! Фильмов о войне 1812 года в нашем кино вообще наперечет. В 1912-м режиссер Василий Гончаров снял "1812 год", аккурат к столетию войны. В 1915-м Яков Протазанов и Владимир Гардин экранизировали "Войну и мир". В 1943-м Владимир Петров снял "Кутузова". В 1985-м дуэт Гугули Мгеладзе и Гиули Чохонелидзе рассказали о еще одном герое этой войны - Багратионе. И, конечно же, масштабная эпопея "Война и мир" (1965-1967) Сергея Бондарчука и "Эскадрон гусар летучих" (1980) Станислава Ростоцкого. Удивительно благодатный исторический и литературный материал кинематографистами на диво редко использовался. Даже в советское время.


Попытка-2012 под названием "Ржевский против Наполеона" преспокойно дискредитирует и собственно историю, и героя народных сочинений. С не понятно откуда взявшейся уверенностью сценаристы (числом аж четыре) и режиссер убеждены - если перенести на пленку скабрезные анекдоты без маломальской художественной обработки, то все равно выйдет смешно и забавно. Хотя и несколько непристойно. Но создатели "пародии и стеба" видимо запамятовали про то, что кино - искусство визуальное. И то, что в бытовой речи звучит хоть и сально, но игриво, на экране еще и иллюстрируется, вызывает недоумение и вполне конкретные физиологические реакции. Посему мы в очередной раз вынуждены наблюдать следующую картину: с одной стороны высокохудожественный, содержательный, с массой смыслов, опирающийся на литературную традицию сокуровский "Фауст"; с другой - низкопробный, сделанный без каких-либо эстетических опор вайсберговский "Ржевский против Наполеона". А между ними - гигантская пропасть, которую пытаются заполнить десятком-другим заслуживающих внимания работ.

P.S. Все-таки зрители, если и позволяют морочить себе голову, то не так часто, как того хотелось бы сочинителям современной "кинокоцебятины". По данным kinobizon.ru на 1 февраля "Ржевский" с 940 экранов получил 122 млн. рублей. Кассовые сборы оказались хуже, чем у "Гитлер, капут!" в 2008-м. Тогда в первую неделю проката с 685 копий было собрано 134 млн рублей.



ИА regnum


Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Последние новости Новосибирской области по теме:
Наталья Эфендиева: Ржевский против Сокурова. Пустота отечественного кинематографа

Наталья Эфендиева: Ржевский против Сокурова. Пустота отечественного кинематографа - Новосибирск
9 февраля в неширокий российский прокат выйдет "Фауст" Александра Сокурова.
03:34 07.02.2012 NSKlife.Ru
 
По теме
Открыть оригинальное изображение - Министерство труда и занятости Руководители промышленных предприятий и строительных компаний обязаны взять на себя ответственность за полное исполнение комплекса санитарных и защитных мер.

04.04.2020
 
 
Новосибирская область выполняет постановление Главного государственного санитарного врача РФ - Сибирский репортер Новосибирская область выполняет постановление Главного государственного санитарного врача России Анны Поповой о дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19.

02.04.2020
 
Николай Григорьевич ГРАЩУК, владелец прав на управление ТС с 1962 года Технический прогресс несет человечеству неоценимую помощь в улучшении жизни.
01.04.2020 Советская Сибирь
«Ведомости» увидели сегодня тех, кто видел тех, кто болеет коронавирусом Пока весь мир «сходит с ума» от коронавируса, работники подстанции «Скорой помощи» Ленинского района Новосибирска утверждают:
02.04.2020 Газета Ведомости
Волонтёрский центр партии «Единая Россия» по противодействию распространению коронавируса расширяет спектр услуг, оказываемых жителям Новосибирской области.
03.04.2020 Сибирский репортер
Дочь известного актера, выросшего в Кузбассе, не может улететь в США - Сибкрай.ru Дочь режиссера и известного актера Владимира Машкова, выросшего в Кузбассе, Мария призналась в нарушении предписанного властями карантина и рассказала, как уже дважды за последнее время не смогла улететь в Америку из России.
Сибкрай.ru
05.04.2020
В музей в тапочках - Газета Эпиграф Несмотря на то, что на время эпидемии московские музеи закрыты для посещения, жители столицы все еще могут посетить их онлайн.
Газета Эпиграф
04.04.2020
Девочки не прошли этап поединков Девочки были в команде Полины Гагариной  Фото: 1tv.ru 2 школьницы из Новосибирской области не прошли в финал шоу «Голос.Дети» на Первом канале.
НГС.Новости
04.04.2020
Светлана ФРОЛОВА Фото Игоря ШАДРИНА Уникальная выставка художника-воина путешествует по Новосибирской области Не только в России,
01.04.2020 Советская Сибирь
Подготовила Светлана ФРОЛОВА Фото Алексея ТАНЮШИНА Испытано на себе: как мы на карантине смотрим спектакли и слушаем концерты онлайн Новосибирск ушел на «вирусные каникулы»,
01.04.2020 Советская Сибирь
Услышать «Тангейзера», увидеть «Звёздную ночь», насладиться игрой Сергея Маковецкого:
01.04.2020 Газета Ведомости
Открыть оригинальное изображение - Министерство труда и занятости Руководители промышленных предприятий и строительных компаний обязаны взять на себя ответственность за полное исполнение комплекса санитарных и защитных мер.
Министерство труда и занятости
04.04.2020