Страшно, когда о человеке вдруг начинают говорить в прошедшем времени. Страшно, когда о нем по привычке вспоминают как о живом, в настоящем времени — и приходится с ужасом поправляться. Потому что человек теперь живет только в памяти. И в том, что после себя оставил.
Его иногда называли радикальным новосибирским художником и «своего рода enfant terrible новосибирской художественной жизни». Что касается его психоделических работ, то критики сходились в том, что стилистически они очень самостоятельны и «отражают довольно необычную внутреннюю реальность автора, абсолютно свободную, никак не связанную с географией проживания». И действительно, в нынешнюю эпоху, когда «все уже украдено до нас», творческая самостоятельность Сергея может удивить искушенного зрителя, а неподготовленного — и вовсе шокировать. Да, «может удивить», а не «могло удивить»: это мы теперь имеем право утверждать в настоящем времени и говорить о вкладе художника в культурную жизнь Новосибирска безо всякого стеснения, — его уже сегодня совершенно справедливо назвали украшением города.
Биографическая справка о Сергее на сайте музея современного искусства «Эрарта» сейчас читается почти как некролог.
«Сергей Беспамятных — радикальный сибирский художник. Родился в 1970 году в городе Бакале Челябинской области, но всю свою жизнь — как разумную, так и безрассудную — живет и работает в Новосибирске. В 1995 году окончил Новосибирский архитектурный институт (ныне Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия) по специальности «Архитектура гражданских зданий». В это же время в новосибирской галерее «Зеленая пирамида» состоялся его резонансный, с учетом места и времени, художественный дебют, сопровождавшийся чтением футуристических стихов. Беспамятных сразу обратил на себя внимание и быстро стал своего рода enfant terrible новосибирской художественной жизни. Его большие психоделические работы не обнаруживали никаких известных стилевых параллелей, отражали довольно необычную внутреннюю реальность автора, абсолютно свободную, никак не связанную с географией проживания. Казалось, его учителями были скорее не художники, а Станислав Гроф и Карлос Кастанеда. Личное «Путешествие в поисках себя» Сергей продолжает на протяжении двадцати лет, сохраняя и развивая свою очень узнаваемую манеру «психомеханического формализма» (термин художника). При этом в его объектах, живописных и графических работах совершенно нет экспрессионистического надрыва. Военная техника, красные киты, несуществующие персонажи не без оттенка юмора сплетаются порой в причудливые «латиноамериканские» джунгли образов и орнаменты потока бессознательного. Ключом к пониманию творчества Беспамятных могло бы послужить название одного из его объектов (а также персональной выставки художника в Новосибирском краеведческом музее) — «Ахтунг органов чувств».
В последнее время Беспамятных сотрудничает с Сибирским центром современного искусства. Вместе с Василикм Слоновым, Дамиром Муратовым, Константином Еременко, Евгением Ивановым и другими художниками вошел в своего рода «сборную Сибири» по современному искусству».
Прощание пройдет в понедельник, 6 июня, по адресу: ул. Кропоткина, 112, корпус 1, с 12:00 до 13:00.
Газета «Новая Сибирь» выражает близким Сергея искренние соболезнования.
Фото Александра СИМУШКИНА, скриншот: программа НГОНБ «Люди как книги»
Ранее в «Новой Сибири»:
Психомеханический формализм с человеческим лицом Сергея Беспамятных