«Красный факел» ждут столичные гастроли: 7 и 8 ноября новосибирские артисты сыграют на сцене Театра Наций спектакли, ставшие ярким примером развития новой репертуарной стратегии старейшей драматической площадки города. «Бесы» и «Мертвые души» в постановке Андрея Прикотенко станут центральной частью празднования Дня Сибири в Москве. Рассказываем о том, чем запомнится сибирская культурная программа.
День Сибири ‒ праздник, который отмечается ежегодно 8 ноября и уходит корнями глубокого в историю. 26 октября (8 ноября по новому стилю) 1582 года казаки под предводительством атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства. С этого момента принято отсчитывать начало процесса присоединения Сибири к России. Что же касается празднования, то впервые торжественные мероприятия были проведены в 1882 году в честь 300-летия покорения территории с подачи императора Александра III, обратившегося с посланием, в котором монарх подчеркнул значение сибирской земли в судьбе страны и пожелал ее народу процветания.
День Сибири отмечался вплоть до 1919 года, после чего затерялся в календаре исторических вех, чтобы вернуться в XXI веке, когда «край непроходимых болот, дикой тайги и вечной мерзлоты» перешагнул в другую весовую категорию. Сегодня Сибирь позиционируется как мощный, современный, постоянно движущийся вперед регион, и праздник в его честь складывается не только из солидного бэкграунда, но и из завоеваний сегодняшнего дня.
«Реализуя подобные проекты, мы наполняем слово “Сибирь” новыми важными для нас смыслами, — подчеркивает министр культуры региона Юлия Шуклина. — Новосибирская область – это территория культурных, умных, открытых и гостеприимных людей, место, где рождаются масштабные творческие проекты, самые смелые мечты и идеи большого масштаба, не забывают о традициях и великом наследии. Программа Дня Сибири поможет жителям и гостям столицы познакомиться с культурными достижениями Новосибирской области и узнать чуть больше об основах сибирского характера».
Центральной частью празднования Дня Сибири в Москве в этом году станут гастроли новосибирского «Красного факела», многие годы связанного со столицей «духовной нитью тонкой» и вполне зримыми зрительскими симпатиями, недаром билеты на показы были раскуплены буквально за один день.
«Гастрольная карта нашего театра включает более ста городов мира. И все же с Москвой у “Красного факела” сложились свои ‒ очень теплые отношения, начиная с далекого 1953 года, когда труппа под руководством Веры Редлих стала первым новосибирским театром, который приехал с гастролями в столицу и имел такой успех, что взыскательные московские критики назвали коллектив “Сибирским МХАТом”, — рассказывает директор театра «Красный факел» Антонида Гореявчева. — Этим званием “Красный факел” гордится и сегодня. Мы сохраняем и переосмысляем лучшие традиции, которые были заложены за более чем вековую историю театра и, опираясь на лучшие образцы мировой литературы, формируем классический репертуар, востребованный и созвучный современному зрителю. Мы тщательно продумали афишу гастролей и готовы представить спектакли, которые определяют лицо нынешнего “Красного факела”, его творческое кредо и миссию. Это “Бесы” и “Мертвые души” в постановке художественного руководителя нашего театра Андрея Прикотенко».
Подчеркивает особую роль выбранных для гастролей спектаклей и сам творческий лидер театра. «Два года назад с приходом нового руководства театр “Красный факел” изменил свою художественную стратегию и репертуарную политику, взяв курс на создание классического репертуара, — говорит известный российский режиссер, худрук театра «Красный факел» Андрей Прикотенко. — Мы привозим в Москву программные спектакли, в которых представлен новый вектор развития театра, наше отношение к русской классике и интерпретации хрестоматийных текстов на академической сцене. Важно и то, что в этих спектаклях представлена большая часть труппы: молодые артисты, заслуженные, среднее и старшее поколение. И, как мне кажется, в спектаклях, которые мы сыграем на сцене Театра Наций, заметно стилевое единство труппы, утвердившееся в сегодняшнем “Красном факеле”».
«Мертвые души» и «Бесы» ‒ спектакли масштабные, густонаселенные. Воплощая на сцене не зависимые друг от друга хрестоматийные тексты, в трактовке «Сибирского МХАТа» они складываются в дилогию. Эпический охват, бескрайние российские просторы, извечные темы борьбы за правду и справедливость – все это объединяет два великих сочинения в большую мультивселенную, в которую и предстоит погрузиться московским зрителям.
Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»
Фото Василия ВАГИНА и Виктора ДМИТРИЕВА