Разговор об истории: паблик-арт, чемская земляника и бобранчо

Разговор об истории: паблик-арт, чемская земляника и бобранчо
KOM_5213.JPG
KOM_5176.JPG
KOM_5199.JPG
Разговор об истории: паблик-арт, чемская земляника и бобранчо
KOM_5327.JPG
Фото: nsknews.info

9 августа на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывала сотрудница музея Советского района «Чёмы» (отдел Музея Новосибирска) Марьям ГулиеваНовосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин

Евгений Ларин: Марьям, во  время нашей с  вами предыдущей встречи в  этой студии,  — а  дело было в  конце апреля,  — когда мы  говорили о  вашей выставке «Тени на  дне» ,  вы  затронули тему паблик-арт-фестиваля, к  проведению которого вы  тогда только готовились. И  вы  обещали при случае рассказать о  нём более подробно. Так вот этот самый случай как раз наступил. И  сегодня мы  поговорим о  паблик-арт-фестивале «ЧЁ  МЫ»,  — вот так он  называется, по-сибирски. 

Но  для начала расскажите, что вообще такое паблик-арт и  как это связано с  историей нашего города и  краеведением. Ведь если филиал музея Новосибирска взялся за  паблик-арт-фестиваль, значит тут, я  полагаю, всё не  так просто! 

Марьям Гулиева: О  том, что такое паблик-арт, я  думаю, лучше спрашивать у  самих художников  — они более подробно об  этом расскажут. Я  расскажу, как можно соединить музей и  такое направление, как паблик-арт. 

Евгений Ларин: С  удовольствием послушаю, тем более, что эта тема в  последнее время меня очень живо интересует. 

Марьям Гулиева: Гуляя по  городу, особенно по  его центру, мы  часто видим дома, которые украшены с  помощью аэрографии. И  это могут быть не  просто какие-то ни  с  чем не  связанные картинки, а  муралы, то  есть истории, перенесённые в  картинки. Это особое направление.

Марьям Гулиева. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Насколько я  понимаю, эти муралы пришли на  смену очень популярным некогда панно, о  которых мы  не  так давно говорили с  художником Владимиром Куриловым . Но  панно из  плиток  — это дорого и  трудоёмко. А  здесь, вроде  бы, просто: забрался и  нарисовал! 

Марьям Гулиева: Ну, конечно, не  совсем просто! Это менее трудоёмко и  не  так затратно в  финансовом отношении. Тем не  менее, это очень красиво. К  тому  же картинку в  любой момент можно поправить  — краски всегда под рукой.

В  Новосибирске это направление развивается очень стремительно. Проходит много фестивалей и  конкурсов. Сейчас Музей Новосибирска проводит ещё один конкурс среди художников и  творческих молодых людей, которые предложат самый красивый, самый интересный вариант мурала. В  паблике Музея Новосибирска «ВКонтакте» все подробности описаны. 

Евгений Ларин: Мурал на  краеведческую тему? 

Марьям Гулиева: Да, мурал  — это картина, связанная именно с  историей и  краеведением. 

Евгений Ларин: Знаете, сейчас создаётся такое впечатление, что есть некая потребность у  общества, по  крайней мере, у  той части публики, которая ходит в  музеи, интересуется историей и  краеведением, вывести каким-то образом знании о  городе на  какой-то другой уровень  — на  уровень чувственного восприятия  — аудиального, визуального, тактильного. Совсем недавно в  этой студии мы  говорили с  Марией Вирясовой , которая курирует проект Музея Новосибирска «Школа наблюдений. Чувства города. Фабричка».  И  там улица Фабричная исследуется через визуальные образы, звуки, запахи и  даже через танец и  прочее. Как будто на  смену истории и  краеведению приходит современное искусство, где всё условно, неоднозначно и  часто понять его бывает трудно. Это действительно современный тренд? Просто исторический или историко-художественный музей  — это уже прошлый век? 

Марьям Гулиева: Я  работаю в  музее около двух с  половиной лет. Я  пришла из  другой сферы  — из  фотографии. И  с  самого начала у  меня появилась идея о  том, что музей нужно преподносить так, чтобы люди, особенно подростки и  дети, поняли, что музей  — это не  скучно. 

Давайте зайдём издалека. Сначала фильмы были чёрно-белыми, потом они стали цветными. Мультфильмы сначала были рассказами в  книжках, потом появились диапозитивы, потом  — движущиеся картинки, сперва чёрно-белые, потом цветные мультфильмы. Сейчас они из  плоского формата, из  2D,  перешли в  3D, приобрели объём. Увеличилось количество кадров в  секунду. Всё развивается в  очень быстром темпе, а  нам всё мало! Если мы  сейчас посмотрим наши любимые мультфильмы и  фильмы детства, мы  поймём, насколько там ужасное качество.

Марьям Гулиева и Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Но  мы  их  так любим! 

Марьям Гулиева: Да, мы  их  любим. Но  современному ребёнку, если его не  приучают к  ним с  самого детства, смотреть их  будет тяжело. 

Всё это можно перенести и  на  музей. Есть закоренелое утверждение, что в  музее скучно. Дескать, пришёл, посмотрел на  экспонаты и  всё, больше там ничего нет. Молодые люди работать в  музеи особо не  идут, а  если идут и  начинают вводить какие-то новшества, то  спотыкаются о  реальность в  виде нехватки финансирования или отсутствия возможности реализовать их  идеи. Поэтому мы  начинаем придумывать новые формы.

В  прошлый раз я  рассказывала про нашу выставку, которая визуально и  звуково наполнена так, что посетитель как будто действительно оказывается под водой. У  нас очень маленький музей, самый маленький среди отделов Музея Новосибирска. Но  мы  с  Екатериной Фоменко и  с  командой, которая занимается нашими выставками, стараемся это минимальное пространство занять так, чтобы посетитель полностью погружался в  экспозицию. 

Раньше, когда мы  выставляли предметы просто на  фоне белых стен,  — там конечно, были и  этикетки, и  вводный текст,  — посетителю, который всё это осмотрел беглым взглядом, ничего не  оставалось делать, кроме как слушать экскурсовода. Сейчас хочется сделать так, чтобы люди пришли, окунулись визуально в  выставку, вникли, рассмотрели каждый экспонат, прочитали каждую этикетку и  при этом у  них  бы ещё возникли вопросы, и  они  бы обратились к  экскурсоводу. 

Евгений Ларин: Можно  ли сказать, что сейчас на  место музейного предмета, подлинника приходит как  бы напоминание об  этом предмете, инсталляция в  каком-либо виде, изображение этого экспоната, творческое переосмысление предмета или связанной с  ним истории в  некоем образе  — визуальном, аудиовизуальном? Этакий музейный постмодернизм. 

Марьям Гулиева: Музеи всё-таки должны следовать своему основному предназначению. Это сохранение истории и  передача её  последующим поколениям. Но  предметы старины, на  которые хочется смотреть, у  нас находятся в  крупных музеях  — в  краеведческом, в  художественном. А  в  малых музеях, в  основном, стоят предметы XX  века. Они очень приятные и  домашние. Люди постарше, которые приходят в  музей, вспоминают, что у  них были такие предметы. Те, кто помоложе, говорят, что они видели такие вещи дома у  своей бабушки. А  школьники смотрят на  них и  не  понимают, что это такое,  — им  тоже может быть интересно. Но, к  большому сожалению, таких предметов, на  которые было  бы интересно смотреть, в  наших фондах хранения немного. 

Когда мы  делаем выставки, мы  отталкиваемся от  какой-то темы. То  есть берём тему и  уже под неё подбираем предметы. Мы  не  берём предметы, чтобы под них делать историю. Наоборот, иллюстрируем историю предметами. В  экспозиции «Тени на  дне», о  которой мы  говорили в  прошлый раз, предметы подобраны из  наших музейных фондов. Это не  реплики, это тоже подлинники, но  это не  те  предметы, которые были подняты со  дна Обского моря, а  аналогичные  им. Оригинальные вещи хранятся в  краеведческом музее, в  музее города Бердска, в  личных коллекциях людей, которые их  находили. А  мы  не  смогли найти эти предметы и  было решено заменить их  аналогами. 

Но  на  этой выставке мы  рассказываем истории, легенды и  мифы. А  как их  показать? И  мы  подбирали те  предметы, к  которым мы  могли  бы привязать наши истории. И  это тоже своего рода современное искусство.

  Что касается большей части современного искусства, то  я,  — хотя мне ещё нет и  30 лет,  — не  понимаю. Я  росла на  классических картинах, мама меня водила по  галереям. И  когда я  вижу современное искусство, то  порой думаю, зачем оно?

Евгений Ларин: Вызвать эмоцию! Не  рассказать историю, но  вызвать эмоцию. 

Марьям Гулиева: А  чтобы вызвать эмоции, нужно быть действительно крутым! Когда я  училась на  фотографа, мне говорили, дескать, ты  должна знать основные законы композиции, экспозиции, чтобы уметь их  правильно нарушать. То  же самое и  с  современными художниками. Они знают, как нужно делать правильно и  красиво. И  при этом они делают современно  — нарушая законы. Они знают, как это делать.

Как  же этого добиться музейщикам, которые не  являются художниками? Вот в  чём вопрос, на  который мы  пытаемся ответить. Наша выставка «Тени на  дне» и  паблик-арт-фестиваль,  — а  это грантовый проект,  — это, по  сути, эксперименты. 

В  прошлом году мы  написали заявку на  грант, отправили в  Президентский фонд культурных инициатив, и  в  декабре нам объявили, что мы  выиграли этот грантовый конкурс. С  февраля у  нас началась его реализация. 

Евгений Ларин: У  вас  же есть ещё паблик-арт-школа? 

Марьям Гулиева: Она уже прошла.

Марьям Гулиева. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Чему там учились и  кого учили? 

Марьям Гулиева: Мы  набрали 30  детей — 15  из  города и  15  из  микрорайона ОбьГЭС, или, как его ещё называют, Левые Чёмы. Дети слушали краеведческие лекции, посещали экскурсии и  учились у  художников, которые проводили для них практические занятия. Вместе с  художниками Андреем Курченко и  Олегом Семёновым они создавали арт-объекты. Часть арт-объектов, что будут у  нас стоять на  фестивальной площадке, сделаны вместе с  детьми, которые занимались в  паблик-арт-школе.

Но  скажу, что с  паблик-арт-школой мы  немножко промахнулись и  устроили её  в  июне. А  дети в  это время либо к  экзаменам готовятся, либо просто не  хотят на  каникулах ничего делать. Это оказалось проблемой, но, к  счастью, мы  её  преодолели. 

Евгений Ларин: Теперь давайте поговорим непосредственно о  фестивале, которым вы  занимаетесь. Расскажите, что это за  фестиваль. По  традиции  — сначала о  том, как возникла идея, как вы  пришли к  тому, к  чему пришли. 

Марьям Гулиева: Наша история началась тривиально. Здания нашего музея находится внутри двора, и  оно было обшито белым сайдингом с  синей полосой внизу. И  многие наши посетители просто проходили мимо, потому что не  замечали этого здания, которое никак не  было похоже на  музей. И  перед нами встала проблема, как нам привлекать людей, которые каждое лето приезжают к  морю. И  мы  поняли, что нам нужно либо сделать указатели, которые выведут людей с  пляжа к  музею, либо разукрасить сам музей. Решили выбрать второй вариант. Но  написать заявку на  грант, чтобы сделать только мурал, невозможно. Тогда наш директор Елена Михайловна Щукина предложила нам объединиться с  ЦК-19, с  сообществом художников, которое возглавляет Инна Остроменская. Так мы  решили провести паблик-арт-фестиваль, объединив силы художников и  музейщиков. Каждый внёс свою идею, я  это всё написала в  заявке на  грант, мы  её  отправили  и, к  счастью, выиграли. 

Евгений Ларин: Из  прошлой нашей беседы я  помню, что для создания арт-объектов будут использованы природные материалы, а  именно коряги, которые, как у  Пушкина, приносит море. 

Марьям Гулиева: Да, основной массив арт-объектов будет сделан из  топляка. Но, например, у  входа на  пляж стоит старое заброшенное кафе. И  на  нём художники изобразили некую чудо-рыбу. Её  голова нарисована с  помощью аэрографии, а  скелет сделан из  топляка. Это смотрится немного по-детски, но  внимание привлекает. Каждый объект будет снабжён qr-кодом, с  помощью которого будет рассказываться история о  том, что это за  объект и  с  какой легендой он  связан. 1 / 9 Фото: Марьям Гулиева

Евгений Ларин: Кто эти люди, которые будут создавать или уже создают арт-объекты, и  чем они вдохновляются? Вторая часть вопроса  — о  краеведении. 

Марьям Гулиева: Весной ЦК-19  объявили, что проводится конкурс среди художников, которые будут работать с  этим грантовым проектом. К  ним поступило большое количество заявок от  художников, они провели отбор. Я  до  сих пор не  знаю, сколько их  точно, но  по  гранту их  должно быть не  меньше десяти. С  мая художники, которые прошли отбор, начали слушать краеведческие лекции научного сотрудника Музея Новосибирска Константина Голодяева, экскурсовода нашего музея Екатерины Фоменко, для них провели экскурсию по  набережной водохранилища, они получили всю необходимую информацию о  том, с  какими мифами, легендами и  историями им  предстоит работать. Затем они стали работать с  этой информацией и  начали создавать объекты, часть из  них уже стоит на  площадке фестиваля. 

Интересно  то, как работает голова художника! У  них есть какая-то история, миф или факт, который им  нужно определённым образом переосмыслить. Так, например, про Чемской бор в  задании было сказано немного. Только  то, что он  не  является реликтовым, что его высаживали во  время освоения Сибири  — нужен был строевой лес, и  что это был большой бор с  пушниной, с  ягодами и  грибами, но  за  последние 100 лет он  уменьшился в  100  раз  — часть вырубили, часть оказалась под водами Обского моря. И  это всё. 

Но, видимо, в  рассказе Екатерины прозвучал такой факт, что, когда она в  начале 1990-х годов переехала на  ОбьГэс, в  этом бору ещё была земляника, а  сейчас вся она уже затоптана. И  самый первый фестивальный арт-объект, который я  увидела, была огромная красная клубничка-земляничка, похожая на  большое сердце! Очень привлекательная для глаз. По  сути, никакой сильной истории этот объект не  несёт, но  в  нём заключены воспоминания о  том, как люди жили раньше, как они ходили в  бор с  котомками, собирали ягоды-грибы. Очень необычный подход! 

Евгений Ларин: Какие ещё истории рассказывали художникам для вдохновения? 

Марьям Гулиева: Это, например, очень объёмные воспоминания девочки Гали о  том, как жила деревня, о  деревенском быте в  мельчайших деталях, истории про купца Горохова, про советника Ларионова, а  также легенды про Ирменское сражения, про хана Кучума и  его сокровища, которые запрятаны в  районе, про золотого коня, про руку Чингисхана  — мы  обо всём этом в  прошлый раз говорили .

Полюбились ходячие грибы! И  взрослым, и  детям. Ходячие грибы и  бобранчо  — это любимые темы.

Евгений Ларин: Бобранчо? 

Марьям Гулиева: Раньше на  ОбьГЭС жил бобёр, но  его загрызли собаки. В  этом году там появился ещё один бобёр, но  он  куда-то исчез, а  теперь к  нам хотят перевезти бобра со  Шлюза, потому что у  нас есть для бобров подходящее место. И  уже много лет там висит вывеска «Бобранчо». Бобры там должны водиться и  их  должны защищать! 

Евгений Ларин: Подумал сейчас об  образе самого нашего моря, Обского водохранилища, как о  некоем мифологическом образе. Это такой хаотический океан, который и  убивает, и  рождает одновременно. Затоплен старый Бердск, а  с  ним ещё десятки деревень  — рождён новый Бердск. Убиты речки и  ручьи  — рождено море. ГЭС порождает электроэнергию  — силу, которая порождает что-то ещё. У  меня сейчас родилась гениальная художественная концепция? Или кто-то из  участников фестиваля уже, возможно, такой образ эксплуатирует? 

Марьям Гулиева: Знаете, мы  стараемся обходить вот этот образ смерти и  возрождения, потому что это всё очень абстрактно. Если начать рассуждать на  эту тему, то  это займёт очень много времени. И  в  споре не  всегда рождается истина.

В  наше время люди, особенно в  возрасте, приходят и  начинают причитать, дескать, люди жили, деревни разрушили, зачем оно надо было... Но  они смотрят на  эту ситуацию глазами современного человека, а  тогда люди были другими. После войны деревни приходили в  упадок, потому что большинство мужчин не  вернулись с  фронта, остались женщины, которым тяжело было управляться с  хозяйством. С  началом строительства ГЭС деревни исчезали, их  переносили на  новые места, а  люди улучшали своё материальное положение. Им  разрешалось рубить строевой лес, а  до  того делать этого было нельзя — это была уголовная статья и  тюремный срок. Кроме того, что люди получили строительные материалы, им  ещё платили отступные, а  на  ГЭС многие получили рабочие места и  профессии. Раньше люди были готовы в  один момент сорваться и  уехать работать в  другую часть страны. А  тут им  никуда не  надо было ехать  — у  них были все возможности просто работать на  благо страны и  её  будущего.

Евгений Ларин. Фото: Павел Комаров, nsknews.info

Евгений Ларин: Мы  очень гордимся нашим морем  — как будто оно нас делает какими-то особенными людьми. Своё море! Хотя оно не  особенно большое  — Красноярское водохранилище в  два раза больше: две тысячи квадратных метров против тысячи с  небольшим квадратов у  нас. Обское море не  особенно чистое  — всем известно о  плавающих на  поверхности рыбах. Но, тем не  менее, у  нас здесь свой курорт. Как вы  думаете, оказало  ли Обское водохранилище,  — кроме очевидных фактов,  — на  Новосибирск и  его жителей какое-то особое влияние в  плане формирования отдельных черт какого-то особенного новосибирского характера? 

Марьям Гулиева: Мне кажется, что на  формирование новосибирского характера оно не  повлияло, но  благодаря ему возникла отдельная необычная часть города. Это да. Советский район расположен на  двух берегах, и  это два абсолютно разных берега. Так повелось ещё в  советское время, что на  левом берегу живут рабочие, а  на  правом  — академики. Человек выезжает из  Новосибирска, проезжает по  шоссе через другие поселения, потом снова въезжает в  Новосибирск  — но  уже в  другой Новосибирск. 

Евгений Ларин: Когда будет официальное открытие фестиваля, как мы  об  этом узнаем? 

Марьям Гулиева: В  ближайшие несколько дней под созданные арт-объекты будут сделаны постаменты. А  потом следите за  нашими объявлениями в  социальных сетях о  начале открытых мероприятий  — будет презентация арт-тропы, объектов и  экскурсии. Замалчивать мы  всё это не  будем. Мероприятия будут проходить до  конца сентября. 

Евгений Ларин: Если я  правильно понимаю, после фестиваля арт-объекты останутся на  своих местах? 

Марьям Гулиева: Да, мы  не  будем их  убирать. Надеемся, что никакие вандалы на  них покушаться не  будут, в  этом вопросе мы  рассчитываем на  помощь волонтёров.


Новости соседних регионов по теме:

«Кистью и пером». В Самарском областном художественном музее открылась выставка самарского художника Евгения Казнина, приуроченная к его 50-летию.
18:30 15.08.2024 SamaraGIS.Ru - Самара
Фото: Мария Панина Музей экологии и краеведения представляет выставку работ заслуженного художника России Евгения Казанцева.
12:41 15.08.2024 Regions.Ru - Пущино
Презентация научно-популярного издания марийских археологов "Предмет, образ, символ: к истокам марийской культуры" состоялась в Музее истории и археологии.
12:53 14.08.2024 Финно-угорский культурный центр - Сыктывкар
Сегодня Камышинский историко-краеведческий музей празднует своё 63-летие!
12:34 13.08.2024 Сетевое издание Уезд. Вести Камышинского района - Камышин
10 августа состоялась творческая встреча с заслуженным художником Российской Федерации, членом Союза художников СССР, одним из ведущих художников-живописцев Подмосковья, преподавателем МАРХИ Евгением Казанцевым.
11:28 13.08.2024 Администрация г. Пущино - Пущино
В течение полугода в Краеведческий музей Мичуринского округа поступают экспонаты, рассказывающие о традиционной русской культуре и истории округа.
10:10 13.08.2024 Michurinsk68.Ru - Мичуринск
Фото: администрация Белогорска Над ним работает художник из Владивостока Как сообщает администрация Белогорска, в городе создают второй мурал.
18:42 12.08.2024 Амурское областное телевидение - Благовещенск
 
По теме
     Традиционно 1 октября отмечается День пожилого человека - торжество для тех, кто заслуживает восхищения и глубокого уважения.
     3 октября вокальная группа хора ветеранов «Русская песня» поздравила жителей д.Гавриловка с Днем Добра и Уважения.
В Новосибирской области открылась стела в память о воинах-героях участниках СВО - Правительство Новосибирской области Торжественное открытие мемориала, возведенного для увековечения памяти о воинах – героях специальной военной операции, состоялось 9 октября в Октябрьском районе города Новосибирска.
Правительство Новосибирской области
«Голос юных – выбор молодых» - Газета Новосибирский район - территория развития 3 октября в актовом зале районной администрации подвели итоги муниципального конкурса по профилактике экстремизма, терроризма, радикализации и деструктивного воздействия на молодежь.
Газета Новосибирский район - территория развития