«Художественное хозяйство»: Новосибирск в Питере

my caption - http://www.newsib.net/
Фото: www.newsib.net
В санкт-петербургском музее «Эрарта» 29 июня открылась масштабная выставка новосибирского искусства, которое занимает самый крупный в России частный музей современного искусства

В САНКТ-петербургском музее «Эрарта» 29 июня открылась масштабная выставка новосибирского искусства «Художественное хозяйство» — два этажа, четыре зала большого здания советской постройки на Васильевском острове, которое занимает самый крупный в России частный музей современного искусства. В выставке представлены 28 участников, практически все известные новосибирские художники — и те, кто работает в традиционных техниках, и те, кого относят к conemporary art, — с одной стороны, Александр Шуриц, Сергей Мосиенко, Владимир Фатев, Данила Меньшиков, Лена Бертолло, скульптор Санду Бортник, Михаил Казаковцев, с другой — «Синие носы», Дмитрий Булныгин, Артем Лоскутов, Евгений Иванов, Сергей Беспамятных. На одном этаже — живопись, графика, скульптура, на другом — видео, фотография, документация «Монстраций». «Традиционную» часть выставки курировал бывший новосибирец, а ныне питерец Владимир Назанский, современную — Вячеслав Мизин. Получилась некая выставка достижений, лучшее по отраслям многоукладного и переходного художественного хозяйства Новосибирска.
      Закономерно, что выставку организовал Сибирский центр современного искусства, а финансировал полностью Фонд поддержки современного искусства, — обе институции возглавляет Анна Терешкова. Практически все авторы в части conemporary выставлялись в последние года в СЦСИ, а художников части «живописно-графической» Анна Терешкова десять лет показывала в своей галерее «Старый город», за это время там выставлялись практически все сколь-либо значимые художники Новосибирска и региона, начиная с классиков, таких как Николай Грицюк и Андрей Поздеев, и заканчивая талантливой молодежью. Единственный автор, который выставлялся и там, и там, — Михаил Казаковцев. Его проект «Степень значимости» и стал ядром части живописной — фотографии рабочих столов новосибирских художников и их фотопортреты Владимир Назанский дополнил образцами их творчества — и получился вполне репрезентативный обзор новосибирского искусства.
      Важность выставки в том, что впервые в одном проекте собраны художники как разных поколений, так и разных мировоззрений. Стоит вспомнить, что после открытия Сибирского центра современного искусства (особенно после выставки «Когда художник берет фотоаппарат», подготовленной Андреем Ерофеевым) многие художники, до этого выставлявшиеся в «Старом городе», обвиняли СЦСИ в том, что мы показываем только актуальное искусство, ориентируемся на вкусы Ерофеева, тогда как есть и другие кураторы, и другие художники. В этих обвинениях чувствовалась какая-то обида — почему нас не считают современными художниками, что за дискриминация. Выставка в «Эрарте» как раз и показывает, что никакого деления на чистых и нечистых нет — а есть вот такое многоукладное хозяйство, в котором сосуществуют различные способы «художественного производства». И то, что это хозяйство не просто многоукладное, но и переходное — от формации живописной к постживописной. И как бы ни уверяли художники, что живопись до сих пор остается «королевой искусств», очевидно, что правят бал уже совсем другие авторы и техники.
      Показательно, что выставка проходит в «Эрарте» (название образовано от слов «эра арта») — частном музее и галерее, основу и коллекции, и выставочной деятельности составляют произведения достаточно традиционного толка. Основное собрание музея представляет полно и обширно живопись — как петербургских авторов последних двух-трех десятилетий, так и художников из самых разных городов России. Есть в коллекции и картины новосибирцев — Казаковцева, Косенкова, Фатеева. Более того, музей взялся за реализацию масштабного долгосрочного проекта «Россия в «Эрарте» — серию выставок, представляющих искусство российских регионов. Новосибирск стал третьим городом в «Эрарте», до этого были Самара и Пермь. И, по отзывам, новосибирская выставка стала самой разнообразной и интересной.
      У Вячеслава Мизина есть любимая теория о градообразующих художниках. С его точки зрения, в Новосибирске для формации живописной такой художник — Александр Шуриц. Соответственно, для формации новой градообразующим художником является сам Мизин, ровно как и весь бренд «Синих носов».
      ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ, стремление к низкотехнологичному искусству, «тяп-ляп-арт», сделанный на коленке и основанный на гэге, простота решений — все эти параметры их искусства так или иначе, в той или иной степени, присущи почти всем новосибирским художникам «нулевых». Это относится и к Дмитрию Булныгину, также стоявшему у истоков «Синих носов», а затем полностью ушедшему в видеоарт, и к Евгению Иванову, штатному художнику «Синих носов», и к Константину Скотникову, который представлен на выставке совместным с Лукасом Пушем проектом White Cube Gallery. И работы Ольги Тээр, пишущей поверх страниц глянцевых журналов, и живопись Сергея Беспамятных, которую он сам определяет то как «психомеханический формализм», то как «формальный механический реализм», так или иначе близки к этому тренду.
      Показательно, что частью conemporary-экспозиции стали работы Мурыгина-Толстого — под них был выделен «красный угол», так же, как и на новосибирской выставке, задрапированный цветастой тканью. Так уж получается, что именно авангардисты первыми замечают творчество самодеятельных мастеров и начинают их пропагандировать. Известно, что художники сами себе создают предшественников. Так вот, нельзя не заметить родственность «кустодиевских» моделей «Синих носов» с «рубенсовскими» ню Мурыгина-Толстого, не говоря уже о здоровом эротизме.
      Константин Еременко представил в Питере работы в технике аэрографии на тему столь популярная «альтернативная история» — эпохальные события в истории Новосибирска, которых не было, либо они выглядели несколько иначе. Сюжеты соответствующие, с долей здорового абсурда — «Единственный концерт «Битлз» в Новосибирске» или «Иосиф Виссарионович Сталин и Николай Константинович Рерих в Новосибирском НИИ метафизики». Получается такое художественное краеведение в стиле поп-арт, травестирующее исторические штампы. Кроме этого, Еременко представил и совсем свежую работу — большую многофигурную композицию «Культура русского Апокалипсиса» с узнаваемыми персонажами нашей жизни последних двадцати лет, начиная с Ельцина и кончая патриархом Кириллом с часами и слоганом «Время верить».
      Другой автор, использующий «кулер локаль», — Юрий Артюшкин, более известный в интернете как Неизвестный Художник. Его мало кто знает в лицо, на открытии своих немногочисленных фотовыставок «в реале» он обычно присутствует инкогнито, но зато в фейсбуке у него тысячи друзей. Он снимает «неизвестный Новосибирск» — непарадный, гротескный, запущенный, покрытые граффити и инскриптами разной степени абсурдности стены и двери, полуразрушенную дворовую скульптуру, горнистов и пионерок с отбитыми руками, и эта окружающая нас действительность то гомерически смешна, то запредельно горька, то парадоксально оптимистична. И эффект тем сильнее, что вся эта непреложная реальность, которую наш замылившийся глаз чаще всего не замечает, предъявлена на мониторе.
      Все это к тому, что сибирская выставка на берегах Невы получилась по-настоящему масштабной, сильной и разнообразной. В Новосибирске любят говорить о культурных связях с Санкт-Петербургом, вспоминать о ленинградской интеллигенции, оставшейся в нашем городе после эвакуации. «Художественное хозяйство» — очень конкретный шаг в укреплении этих связей, выставка впервые в таком объеме представляет новосибирское искусство в культурной столице. Это важный плюс к недавним гастролям в Питере «Красного факела» или регулярным поездкам театра Афанасьева на фестиваль «Пять вечеров». Конечно, можно было провести вокруг выставки различные мероприятия, превратив это в настоящие дни новосибирской культуры, но для этого требовалась финансовая поддержка со стороны власти. Впрочем, и так новосибирский десант был представительным — на открытие выставки были скульптор Санду Бортник, художники Владимир Мартынов и Сергей Беспамятных, куратор галереи «Непокоренные» Игорь Антропов.
      Выставка в «Эрарте» будет открыта до середины августа, а по возвращении в планах показать ее в более полном объеме — либо на площадке СЦСИ, либо в рамках «Интерры». К тому времени в Новосибирск из Перми с фестиваля «Белые ночи» вернется еще один выставочный проект — «Соединенные Штаты Сибири» — с участием, кроме новосибирцев, Дамира Муратова из Омска и Василия Слонова из Красноярска. Возможно, они и дополнят экспозицию — тогда выставка будет представлять уже художественное хозяйство всея Сибири.
     

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!
 
По теме
С целью профилактики потребления и распространения наркотических веществ среди осужденных без изоляции от общества, состоящих на учете в Татарском межмуниципальном филиале уголовно-исполнительной инспекции,
Личный состав следственного изолятора № 3, осужденные отряда по хозяйственному обслуживанию и несовершеннолетние, содержащиеся под стражей приняли участие во Всероссийской акции «Минута молчания».
Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории НСО на 23 июня - Администрация г. Искитим (При составлении прогноза использована информация ФГБУ «Западно - Сибирское УГМС», Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Алтае-Саянский филиал ГС СО РАН,
Администрация г. Искитим
Поклон вам, люди в белых халатах - Администрация Новосибирского района «За бессонные ночи, за спасенные жизни, за спасенные чьи-то мечты» – звучали 18 июня в Доме культуры Краснообска искренние слова благодарности в адрес врачей, фельдшеров, медицинских сестер, санитаров, фармацевтов района.
Администрация Новосибирского района
Врач-эпидемиолог рассказала о вакцинации - Администрация г. Бердск Сегодня в администрации города Бердска врач-эпидемиолог Центра гигиены и эпидемиологии Новосибирской области Александра Ахметова рассказала руководителям структурных подразделений администрации о вакцинации и мерах предо
Администрация г. Бердск
Lё Тартюф - Газета Ведомости Спектакль Богомолова, мюзикл Франдетти, комедия Театра на Таганке — объявлены участники фестиваля актуального театра в Новосибирске.
Газета Ведомости
Идём на «Оскар» - Газета Ведомости Лучшие короткометражки последнего «Оскара», арии и дуэты звёзд оперы, палеонтологическая выставка.
Газета Ведомости
Связь поколений - Администрация Новосибирского района Очередное заседание президиума районного Совета ветеранов прошло в расширенном формате.
Администрация Новосибирского района