В новосибирском центре культуры ЦК19 до 25 августа проходит выставка работ русско-французского художника Олега Шелудякова. 1 августа он провёл авторскую экскурсию по экспозиции и ответил на вопросы зрительской аудитории.
Олег Шелудяков родился и вырос в Новосибирском Академгородке. Его путь в профессию художника прошёл через исторический факультет Новосибирского государственного университета, затем монументально-декоративное отделение НГАХА (НГУАДИ), через поиски своего пути в Санкт-Петербурге, Париже, Берлине, Ницце. В настоящее время проживает с семьёй на Лазурном берегу, но старается при любой возможности приехать на Родину.
С 1990 года Олег участвует в профессиональных выставках, самая первая из которых состоялась в родном Доме ученых. Одним из главных своих учителей он считает преподавателя НГАХА Сергея Шишкова, чья юбилейная (и, к сожалению, посмертная) выставка по мистической случайности одновременно проходила в соседнем зале в том же центре искусств. Кстати, можно попытаться увидеть ростки постмодернистского стиля Шелудякова в академичных работах его наставника, а также и в искусстве более старших известных новосибирских художников конца 90-х: А. Шурица, В. Фатеева и других.
В экспозиции выставки «Светлая сторона луны» около ста картин. Половина совсем свежих, датированных текущим годом. Вторая часть – из творческого багажа художника за последние 12 лет. Среди них мы можем встретить хорошо знакомые, и даже любимые работы разных периодов, разных стилей, творческих серий, холсты в технике масляной и акриловой живописи. Сюжеты работ очень разнообразные – по ним можно проводить отдельное исследование: от пейзажей средневековых французских деревень до условных видов Парижа, Рима, Ниццы, от абстрактных девушек с котиками до натюрмортов. В каждом жанре художник последовательно разрабатывает удачно найденные сочетания героев, любимых предметов (например: дом, луна, дерево), которые дают возможность свободно поразмышлять о колорите и композиции цветных пятен.
В прошлом году на выставке в Доме ученых была, пожалуй, впервые представлена зрителям серия очень ярких и цветных пейзажей по натурным впечатлениям французского юга. В этом году художнику удалось её продолжить и развить. Олег, который никогда не писал с натуры, стал делать зарисовки во время своих многокилометровых прогулок по горам, пораженный привлекательностью старинных улочек, городков, окружающей эти места природы: гор, рек, величественных деревьев.
В своих новых работах художник применил необычный прием создания фактуры акриловым гелем, имеющим и цвет, и объем, и вносящим современное звучание в традиционный жанр фигуративной живописи. Олег усилил декоративное звучание сюжетов хорошо известных своих картин эффектами фактурных и цветных акриловых сеток, росчерков. Художник практически создал ряд римейков на собственные холсты, изменив технологию, материал, а значит и цвет, и тональность сюжетов, тем самым кардинально изменив смысл этих образов и их целевую аудиторию, хотя для каждого из зрителей смысл может быть свой. А цитирование, обращение к мировому художественному наследию, тиражирование собственных произведений давно стало неотъемлемой частью современного искусства.
Такая современная подача была, скорее всего, вызвана самим местом расположения выставки и решала задачу соответствия имиджу выставочной площадки, что должно привлечь к необычным работам внимание новой, более молодёжной аудитории ЦК19, где проводится много занятий с подростками, школьниками. Но, всё же, сравнивая эти новые приёмы, их выразительные качества, и традиционно выполненные картины, понимаешь, какую высокую художественную ценность имеет привычная для нас живопись – более сложная, многослойная, прописанная, с массой интересных элементов и богатым философским контекстом. Но время и ситуация вносит свои коррективы, и привезти выставку живописных холстов сегодня из Франции стало практически невозможно, поэтому всё больше места на выставке занимает акриловая технология, более быстрая и демократичная.
На экскурсии по выставке художник рассказывал о своих работах, о новом в своем творчестве, о том, как рождаются его сюжеты. Олег известен своей независимостью от вкусов публики и мейнстрима. Его стиль далеко не академический, художник не соблюдает ни анатомию, ни стремится к узнаваемости мест, героев картин. Много лет он творит гармоничный воображаемый мир, улавливая настроение дня и передавая его в красках, в композиции, в тональном звучании красок. Делает это, кажется, очень легко, но на самом деле много работает, размышляет над живописностью. В его картинах много красивого, чистого цвета, они необычны по колориту, их интересно рассматривать.
Зритель подхватывает идею художника, радуется своим догадкам и маленьким открытиям, узнаванию в картинах: какая это улица, какой город, какое время года, что делают персонажи… Поэтому можно сказать, что вся выставка Олега Шелудякова – о гуманизме и гармонии человеческого существования, о любви, свободе, о счастье для каждого человека, пусть даже в формате небольшой картины, которые художник предлагает почувствовать своим зрителям.
Много было вопросов о том, как Олегу удается даже за рубежом зарабатывать на жизнь своим искусством, как найти свою галерею, коллекционеров, выставочные площадки. Кстати, его работы охотно приобретают и в России. В Москве и Академгородке есть множество поклонников искусства Олега Шелудякова.
Встречи с автором продолжатся. В четверг 15 августа пройдёт экскурсия по выставке и встреча с художником на французском языке. Приглашаются все желающие послушать французскую речь, поговорить о выставке, почувствовать атмосферу искусства, хотя и с сибирским акцентом, но родившегося на родине импрессионистов. Начало в 18.30, вход по билетам выставки.
Ирина Бич, искусствовед Новосибирского Дома ученых