Ярослава Пулинович: «Драматургия – это мой мир, жить в котором очень интересно!»

П3 Ведущая встречи тележурналист Анастасия Журавлева.JPG
П1.jpg
П4 Я. Пулинович в роли ангела в фильме «Ангелы революции».jpg
П5 Алексей Федорченко и Ярослава Пулинович.jpg
Ярослава Пулинович: «Драматургия – это мой мир, жить в котором очень интересно!»
Фото: bumerang.nsk.ru

В столице Сибири завершился очередной Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно». Одно из важных культурных событий осени, недавнее приобретение Новосибирска, тем не менее уже очень значимое. Это площадка, на которой обсуждаются различные явления в книжной культуре и литературной жизни современной России...

В числе приглашенных на фестиваль была одна из самых популярных молодых драматургов России Ярослава Пулинович. Ее пьесы – в репертуарах многих театров страны. «Красный факел» не исключение: на Большой сцене идет спектакль «Жанна» – о бизнесвумен, выкованной в лихие 90-е. Об этой истории и не только мы поговорили с автором на встрече, которая прошла в уютной атмосфере «КаФе» «Красного факела».

– Ярослава, вы уже несколько лет в хит-параде лучших драматургов страны. Вы цените личную популярность или для вас она неважна?

– Так случилось, что в самом начале моей творческой карьеры выстрелила пьеса «Наташина мечта». Я тогда подумала: «Как здорово! Наверное, так и должно быть. А люди, у которых по каким-то причинам не всё получаются, просто мало работают, ленятся, поэтому пишу плохие пьесы. Но я же стараюсь, и пьесы у меня гениальные». Потом поняла: театральная жизнь России очень сложна. Современная драматургия у нас развита слабо, она катастрофически мало представлена в театрах. Если брать в процентном соотношении, то в репертуарном театре мы найдем от силы две-три таких пьесы. И чем старше я становилась, чем больше писала, тем яснее понимала, что пробиться в театр не так-то просто. Мне это удалось, поэтому я считаю себя счастливым человеком...

«Кроме гениального текста, у драматурга должно быть непреодолимое желание работать в системе репертуарного театра. Ведь умение писать то, что понравится режиссеру, а в конечном итоге зрителю, – важный момент в творческой судьбе драматурга...».  

  Драматург Ярослава Пулинович


Ведущая встречи тележурналист Анастасия Журавлева и Ярослава Пулинович

– Все ли гениальные пьесы имеют счастливую судьбу?

– Далеко не все (вздыхает) . Бывает, пьеса лежит годами. И должны сойтись звезды, чтобы ее заприметил какой-то крупный театр. Дальше начинается мода на это произведение, оно попадает в поле зрения режиссеров. Пример тому – пьеса Анны Батуриной, которая никому не была нужна. Шла она в провинциальных театрах. И только после того как ее поставил «Современник», она стала завоевывать награды на всевозможных фестивалях. Речь идет о «Фронтовичке». Эта пьеса, несомненно, событие в театральной жизни страны.

– Совершенно очевидно, что у вашей пьесы «Жанна» звездный путь на сцену. Вы согласны с таким выбором театра?

– Есть у меня некоторое чувство несправедливости, хотя я понимаю: спорить с этим бесполезно. Театр устроен так, что популярны «Наташина мечта», «Жанна» и «Земля Эльзы». Это истории о женщинах – молодых, средних лет, пожилых – с нелегкой судьбой. Но когда я узнаю, что меня ассоциируют с драматургом, пишущим о трудной женской доле, начинаю спорить: «Ребята, у меня есть много хороших пьес о мужчинах. И они страдают ничуть не меньше, чем женщины!». Но такие пьесы почему-то не нужны театрам.

«Мне обидно за пьесу «Сомнамбулизм», которую я писала на одном дыхании. Думала, поскольку это история о кризисе среднего возраста, о поиске себя, то она будет иметь успех. Увы! «Жанна» театру интересна, а «Сомнамбулизм» – нет. Хотя вопросы я поднимаю нестандартные: как жить в мире, в котором все врут, ту ли я выбрал профессию? И так далее. Почему-то театру трудно разговаривать со зрителем в таком ключе...». 

  Драматург Ярослава Пулинович

– По поводу «Жанны». Как такой молодой девушке удалось вскрыть глобальные социальные проблемы? Как к вам пришел этот образ?

– На вечеринке, куда меня занесло совершенно случайно. Банковские служащие отмечали Новый год. Ухоженные, холеные дамы, с роскошным прическами, маникюром, все в леопардовых платьях – наступал год Тигра. Мужчин было очень мало, и они быстро ретировались. Женщины остались одни. Поставили песню «Младший лейтенант» Ирины Аллегровой и стали танцевать друг с другом. Я увидела, что они на самом деле несчастны: любви хочется, а где ее взять? И такая глобальная тоска в их глазах! Я пообщалась с ними. Одна дама рассказала, что она за год выучила два языка и объехала всю Европу. А муж лежит на диване и деградирует. И они уже почти не разговаривают друг с другом... А ведь таких женщин пол-России – умных, красивых, деловых! Это очень грустно и обидно. После таких размышлений и родилась история про Жанну. Постепенно она начала обрастать подробностями: что-то я слышала от друзей и знакомых, что-то додумала сама. А ведь всё началось с корпоратива (смеется) !


– А вы смотрите свои спектакли? Всегда ли вас устраивает режиссерское прочтение выписанных вами образов?

– Раньше я ездила почти на каждую премьеру. Сейчас это становится сложнее. И дело не только в финансовой составляющей – катастрофически не хватает времени! На всю жизнь запомню ситуацию с «Жанной» в одном провинциальном театре. Поставили спектакль не просто плохо – ужасно! Мне было так стыдно, что я не знала, куда деть глаза. Нет, от ремарок актеры не отходили, но откуда столько пошлости – непонятно. Одним словом, я была в шоке. Когда вызывали на поклон, старалась слиться со сценой – мол, к этому действу я не имею никакого отношения! И вдруг ко мне подходит актриса, игравшая главную героиню, очень искренне обнимает и восклицает: «Девочка моя, спасибо тебе огромное, ведь ты подарила мне новую жизнь!». Выясняется, она 20 лет не играла значимых ролей в театре. Были у нее эпизодичные матушки-нянюшки, а на главные уже и не назначали из-за возраста. Эта роль позволила ей вернуться на сцену и почувствовать себя примой. И всю свою нерастраченную за 20 лет страсть она вложила в свою героиню. Я и подумала: пусть мне что-то не нравится, но раз режиссер зачем-то это делает, а актеры зачем-то играют, может, так всё и нужно?

– Ваша пьеса «Наташина мечта» и киносценарий «Я не вернусь» – о детдомовских детях. Вы прекрасно разбираетесь в мотивации их поступков, жизненных принципах. Откуда такие познания?

– Я заканчивала школу в небольшом северном городке Ханты-Мансийске. А район, где мы проживали, назывался ЦРМ – центральные ремонтные мастерские. Представляете, что там был за контингент? Со мной учились и детдомовцы, и дети из неблагополучных семей. Моя младшая сестра – бедовая девчушка – была своей в их компании. Естественно, все они обитали у нас в доме. Мама сетовала, мол, Слава в детстве котят в дом тащила, а Лена – беспризорников. Наша мамуля стоически всё терпела: кормила и поила Ленкиных гостей. Единственное, чего боялась – это педикулеза: всё остальное ей казалось нестрашным (смеется) . Я слушала их истории, а потом, спустя годы, по этим воспоминаниям написала пьесы.

– Очень интересна подача некоторыми театрами «Наташиной мечты». Иногда ставят только первую часть, иногда идет сначала первая, потом вторая. Или наоборот. Как вы относитесь к такой вольной интерпретации режиссерами своего произведения?

– Пьеса изначально задумывалась как одно произведение. О трудном подростке, который ищет свою дорогу в жизни. Признаюсь, что писала я Наташу с себя. А вторая часть – «Победила я», была написана гораздо позже. Дмитрий Егоров собирался ставить «Наташину мечту» в Саратовском ТЮЗе. Как-то вечером он позвонил и начал издалека меня уговаривать: «Ты понимаешь, что это всего 45 минут? И как мы будем продавать билеты на 45 минут? Зрители нас не поймут. Нет, ну если ты хочешь 45 минут, пусть так и будет. Но ты подумай – это всего лишь 45 минут. Конечно, ты имеешь право на 45 минут, но...». И такими разговорами он подвел меня к мысли о второй части. Я даже ездила к Мите в Питер, мы долго гуляли по городу и решили – это будет история с продолжением. О девочке из хорошей, дружной семьи – и тоже Наташе. Так появилась «Победила я». А театры сами решают, как компоновать эти части. Маленькие играют только «Наташину мечту», а репертуарные – две части.


Ярослава Пулинович в роли ангела в фильме «Ангелы революции»

– В прошлом году Алексей Федорченко представлял в Новосибирске свой фильм «Ангелы революции». Мы с удивлением читаем титры: в роли ангела Ярослава Пулинович. Что это было?

– Блат (смеется) . А если серьезно, в один момент у меня случилась депрессия: не хотелось ничего – ни читать, ни писать. Ничего! И тут звонит Алесей Федорченко. Я ему жалуюсь на жизнь, мол, всё плохо. Он и говорит: «Давай-ка ты у меня ангела сыграешь!». И в один момент тоску как рукой сняло! Мы с Алексеем Станиславовичем добрые друзья. Периодически он мне подбрасывает работу (смеется) . Я снялась уже в пяти фильмах, и еще буду!

– Почему вы выбрали драматургию? Пишете не романы или стихи, а пьесы?

– Начинала я с поэзии (смеется) . Первое свое стихотворение, как утверждает мама, написала в 2 года. В 6 лет писала четверостишия, в 8 – появились стихи из 5-6 куплетов. В 11 лет я формировала их в сборники – у поэтов же должны быть сборники! Названия придумывала, например, «Тем, кому за 30», «Дом разбитых сердец». Я чувствовала себя поэтом! А в подростковом возрасте появилось новое развлечение. Мне очень нравился сериал «Менты», и я стала писать продолжение. Брала тетрадку, усаживала за стол подружку и говорила: «Я пишу за Ларина и за Дукалиса, а ты – за Соловца и Волкова... Я буду рассказывать, а ты пиши строго по сюжету...». Подружкам такая работа быстро надоедала и они сбегали. Они не хотели сидеть и писать – они хотели играть на улице! В итоге я осталась одна в своем писательском деле. Но не особо огорчилась и стала писать за всех ментов... В 16 лет пошла работать в газету, писала в рубрику «Культура». А потом поняла: мне больше нравится придумывать свои истории, нежели освещать реальные события. И поступила в театральный институт на отделение драматургии. Бацилла, которая жила во мне с детства и подговаривала писать «Ментов», никуда не делась – спустя много лет она проснулась и подтолкнула к серьезному творчеству. Я поняла: драматургия – этой мой мир, жить в котором очень интересно!

– У вас есть запретные темы? А такие, которые вы хотели бы осветить в своих пьесах?

– Запретных тем в поле моего сознания нет. Есть такие, которые мне неинтересны. Это ярко социальные темы – о больных СПИДом, например, или проблемах наркомании. Зато есть темы, которые мне бы очень хотелось раскрыть, но пока я не могу за них взяться в силу объективных причин. Например, возраста. Сегодня на слуху имя польского драматурга Дороты Масловской. Своими пьесами она в хорошем смысле спровоцировала взрыв драматургии на волне осознания поляков себя как нации. Они пытаются разобраться со своим бэкграундом. Мне кажется, это очень правильный разговор. И он очень актуален прежде всего для русской нации. Но я понимаю, что для меня это тоже очень сложные и болезненные темы, к которым я еще не готова…


Алексей Федорченко и Ярослава Пулинович

«По сути, у нас ни одна эпоха не пережита: мы не разобрались окончательно ни с опричниной Ивана Грозного, ни с Петром Великим. Мы с монархией не разобрались и последним русским царем Николаем II. А еще у нас жив в памяти Советский Союз, с которым пол-России до сих пор не желает расстаться... Современная Россия – это и есть бесконечное наслоение этих эпох, из которых нам надо выбираться. Вот какого разговора хотелось бы в театре!». 

  Драматург Ярослава Пулинович

Лилия Вишневская. Фото автора

 
По теме
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
В Новосибирске серийный взломщик обокрал гаражи на почти полмиллиона рублей Никита МАНЬКО Взломщик отжимал двери, делал подкопы, разбирал стены.
Комсомольская Правда
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости