Впечатления для открытий и откровений

Рождественский фестиваль искусств обещает доставить три недели непрерывного удовольствия

БУКВАЛЬНО через месяц Новосибирск ожидает очередной культурный взрыв: 1 декабря на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца состоится открытие X Рождественского фестиваля искусств. Две сотни мероприятий, десятки культовых имен, самые актуальные проекты последних сезонов и легенды отечественной арт-индустрии. О прошлом и ближайшем будущем крупнейшего культурного форума региона, аудитория которого включает публику всех поколений и возрастов, «Новой Сибири» рассказывает директор Международного Рождественского фестиваля искусств Татьяна Людмилина:
      — В декабре исполняется ровно 18 лет с того момента, когда впервые был проведен Рождественский фестиваль искусств. За это время случилось немало событий, открытий, знакомств и встреч как для организаторов, так и для зрителей. 18 лет — это огромный срок для любого мероприятия, и неудивительно, что наш фестиваль стал брендом Новосибирска и в глазах многих людей столица Сибири теперь ассоциируется именно с Международным Рождественским фестивалем искусств.
      Помимо своей основной культурологической миссии — открытия новых коллективов, названий и имен, наш форум положил начало большому фестивальному движению. Если раньше никаких других театральных и музыкальных форумов подобного масштаба в Новосибирске не было, то сейчас на культурной карте города наблюдается целое созвездие фестивалей. Впрочем, наш Рождественский по-прежнему не имеет аналогов. По мнению очень известного и уважаемого журналиста и театроведа Романа Должанского, это самый крупный культурный форум за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Цифры также говорят за себя: прошлый Рождественский фестиваль насчитывал 178 мероприятий, а в этом году событий запланировано намного больше. Значит, наш форум по-прежнему востребован жителями города и области.
      — Как менялась концепция фестиваля за 18 лет?
      — Нет ничего постоянного, да постоянство здесь и не нужно. 18 лет назад в городе была другая социальная, экономическая и культурологическая ситуация, с изменениями которой претерпел трансформации и наш фестиваль. Сегодня фестиваль включает в себя гастрольную драматическую и музыкальную программы, огромный блок — выступления новосибирских профессиональных творческих коллективов на своих стационарных площадках. Программу дополняют художественно-выставочное направление, в котором принимают участие не только учреждения культуры, но и учебные заведения, а также такая важная и объемная составляющая — культурное обслуживание жителей области.
      — А как область вошла в это изначальное городское мероприятие?
      — Передо мной, как перед руководителем Рождественского фестиваля, всегда стояла задача качественного улучшения программы. Идея приобщения области к фестивалю пришла нам десять лет назад. Мы готовились к очередному форуму. Программа была сверстана. Все сложилось так, как мы задумали, однако хотелось чего-то большего. И мы решили выехать вместе с участниками фестиваля за пределы города. Выбрали ближайший от Новосибирска Искитимский район и повезли туда две грузовые машины светового, звукового оборудования и декораций. Следом отправились несколько автобусов с выступающими коллективами. Это было первое и единственное выездное мероприятие фестиваля, которое сразу же убедило нас в том, что остановиться невозможно. С тех пор и новосибирские, и приглашенные иногородние коллективы с удовольствием выступают для зрителей нашей области. И это тоже эволюция, тоже развитие Рождественского фестиваля. Конечно, получается далеко не все из желаемого. Меняются время, страна, экономическое положение. Был период, когда в России вообще не было никаких гастролей, а мы на фестиваль привозили лучшие, прославленные коллективы. Сейчас гастрольное движение возрождено, и у тех, кого мы приглашаем, появились совершенно иные запросы. Но имидж у фестиваля таков, что приехать к нам никто не отказывается. От невозможности пригласить всех в две-три недели Рождественского форума родился еще один фестиваль — «Новосибирские сезоны», который отныне украшает культурную жизнь горожан по четным годам. Ориентир у этих фестивалей один — лучшее.
      — Кто те отборщики, благодаря которым новосибирская публика имеет возможность видеть лучшие театральные работы?
      — Вся ответственность лежит на мне. Я умею брать ее на себя и не перекладывать на чужие плечи. В Новосибирске я внимательно слежу за тем, что происходит в столицах. Делаю мониторинг, созваниваюсь, читаю. Находясь в Москве, Петербурге или любом другом городе нашей страны, я также не провожу ни один вечер вне театра, отсматриваю по два-три спектакля в день. Столько не смотрят даже критики. И это отнюдь не праздное времяпрепровождение, а очень трудная работа, без которой невозможно сформировать достойную программу фестиваля.
      — Отбирая спектакли, вы ориентируетесь на собственный вкус?
      — Нет, мой личный вкус к этому не имеет никакого отношения. Я давно научилась приберегать его для иных нужд. В фестивальном отборе я ориентируюсь на профессиональные составляющие и внутреннее ощущение театрального рынка, который чувствую кожей. Недаром драматическая программа Рождественского неизменно включает названия, которые номинируются и получают «Золотую маску».
      — А существует ли статистика зрительских предпочтений: что предпочитают смотреть зрители Рождественского фестиваля искусств?
      — Статистика, конечно, дело полезное, интересное и необходимое, но в отношении Рождественского фестиваля искусств невозможное. Как собирать статистические данные, если зрители раскупают все билеты на все спектакли?! Поэтому наша статистика такова: зрители нам верят, и проблемы непроданных билетов для нас просто не существует. Конечно, есть проблема напряженности продаж, но мы ее всегда успешно преодолеваем к началу фестиваля.
      — Открыт ли Рождественский фестиваль искусств эксперименту?
      — Мы привозим в Новосибирск только высокопрофессиональные спектакли и коллективы. В драматической программе фестиваля практически нет экспериментальных работ (во всяком случае, радикально, остро экспериментальных), хотя в рамках off-программы мы такое направление с успехом практикуем. С другой стороны, мы охотно идем на риск, демонстрируя в рамках форума такое искусство, которое нашему городу еще незнакомо. На этот раз продюсерским риском для нас стало приглашение сразу с тремя спектаклями знаменитого театра кукол Сергея Образцова. Привезти кукольный театр в таком объеме — дело непростое. Это своего рода мини-гастроли, в рамках которых нам очень хотелось показать и историю самого знаменитого кукольного театра страны, и его современное состояние. Поэтому мы привозим одно детское название — «Снеговик», одно взрослое — «Старый сеньор и…» по произведениям Г. Г. Маркеса и спектакль для семейного просмотра — легендарный «Необыкновенный концерт». Поверьте, эта кукольная постановка доставит удовольствие всем поколениям зрителей. «Необыкновенный концерт» стоит в одном ряду с концертными программами Игоря Моисеева, которые были поставлены в 40-х годах прошлого века и трепетно поддерживаются, сохраняются на протяжении многих десятков лет. Этот самый знаменитый кукольный спектакль ХХ века объехал сотни городов России, более сорока иностранных государств и по праву занесен в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку его посмотрело самое большое число зрителей в мире! Можно ли такое чудо пропустить?!! Думаю, Новосибирск как никакой другой город достоин увидеть эту «живую легенду» на сцене.
      — Какие драматические спектакли включает программа юбилейного фестиваля?
      — Задача нашего фестиваля — представить как можно более широкую палитру жанров, стилей, направлений, режиссерских школ и актерских имен для того, чтобы у искушенных, много видевших, знающих, умеющих ценить прекрасное новосибирцев была возможность найти что-то свое. Этим и обусловлен состав участников X Рождественского фестиваля. Открывается драматическая программа спектаклем «Константин Райкин. Вечер с Достоевским». Этот блестящий альянс Валерия Фокина и Константина Райкина — для эстетов, интеллектуалов, очень глубокий философский спектакль, поставленный великим режиссером на великого актера. Открыть фестиваль именно этой постановкой я решила по совокупности причин. Во-первых, это чрезвычайно интересная и достойная работа. Во-вторых, имена. В-третьих, я уверена, что новосибирский зритель правильно поймет все, что заложено в этом спектакле. В-четвертых, Константин Райкин — самый постоянный участник Рождественского фестиваля. В декабре он приедет к нам в пятый раз, и, конечно, мы готовимся к чествованию нашего гостя: ведь это действительно знаковое событие для нашего города. Как известно, Константин Аркадьевич принимает далеко не все приглашения, все меньше и меньше появляется на сцене, погружаясь в педагогическую деятельность и режиссуру, и, пожалуй, в России больше не найдется ни одного города, где бы он посещал театральные фестивали столько раз.
      Далее нас ждет приезд Нового Рижского театра. Гости из Латвии покажут новосибирской публике спектакль «Соня» — одну из самых популярных мировых постановок, объехавшую с гастролями порядка 20 стран.
      Также мы увидим в программе форума спектакль Сергея Юрского «Полеты с ангелом. Шагал» — постановка впервые выедет на гастроли после московской премьеры. Поклонники режиссуры Юрия Бутусова посетят самый популярный спектакль столицы, на который в Москве просто невозможно достать билеты, — «Добрый человек из Сезуана» с прекрасной Александрой Урсуляк. Далее последуют «Привет, Рэй!» Самарского театра юного зрителя «СамАрт» и «Ничья длится мгновение» в режиссуре Миндаугаса Карбаускиса от Российского академического молодежного театра.
      — Какой спектакль, по вашему мнению, можно назвать «гвоздем» нынешнего фестиваля?
      — С уважением и трепетом относясь ко всем спектаклям нашей программы, видя их и зная о них все, я выберу «Соню» в постановке Алвиса Херманиса. Это не украшение фестиваля в смысле яркости, праздничности и какой-то феерии. Это — душа и сердце нынешнего фестиваля. Очень серьезный, непростой, трагический и в то же время роскошный спектакль, который нельзя пропустить. Рижский театр впервые приедет в Новосибирск и познакомит публику с тем искусством, которого в нашем городе не было, и нет. Обращаю ваше внимание вот на что: драматическая программа Рождественского форума в последние годы не так часто включает спектакли зарубежных театров. Единственная причина тому — наше географическое положение, которое доминирует и диктует свои финансовые условия. Привозя один зарубежный спектакль, мы заведомо резко ограничиваем количество мероприятий. Однако «Соня» относится к тем редким постановкам, ради которых хочется сделать исключение.
      — Обычно Рождественский фестиваль открывается и закрывается нашумевшими драматическими постановками. Почему юбилейный форум отступил от традиции?
      — Открытие и закрытие фестиваля будут музыкальными и пройдут на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца. Это не случайное стечение обстоятельств, а продуманное решение: ведь открытие нового концертного зала — событие номер 1 в этом году. И не только в сфере культуры. Сегодня при жесточайшей экономии бюджета и непростой экономической ситуации почти невозможно найти город, в центре которого строится здание, предназначенное для развития серьезного симфонического искусства. Именно поэтому мы дарим новосибирцам роскошный подарок — встречу с долгожданными гостями на лучшей концертной площадке города. Откроет фестиваль Михаил Плетнев, а закроет Борис Березовский, наряду с Константином Райкиным ставший символом нашего форума.
      — В прошлом году в рамках Рождественского фестиваля состоялась презентация Лаборатории современной режиссуры. Найдет ли продолжение этот проект?
      — Наша режиссерская лаборатория вызвала необыкновенный интерес, однако, не желая повторяться, мы нашли популярному движению новую форму. Мы поговорили с организаторами известного столичного фестиваля молодой драматургии «Любимовка», и они с удовольствием согласились сделать свое выездное мероприятие у нас. Новый проект получил название «Лучшие пьесы Любимовки в Новосибирске». Задача обновленной лаборатории — представить публике пьесы этого года, прозвучавшие в рамках московских читок и получившие наибольший отклик слушателей. Также будут выбраны и презентованы две пьесы новосибирских авторов. Надеюсь, наш проект будет интересен всем, кто интересуется современной драматургией и реализует себя в этом направлении.
      — Татьяна Николаевна, сформулируйте ценовую политику крупнейшего за Уралом культурного форума.
      — Мы по-прежнему не имеем никаких коммерческих преференций. Наша главная задача — обеспечить доступные цены. Во всяком случае в начале октября, когда стартовали продажи, все желающие могли приобрести билеты по приемлемым ценам. Не стоит забывать, однако, и о том, что имена стоят денег. Цены должны быть доступными, но достойными.
      — В статусе участников Рождественского фестиваля успели побывать все ведущие театры Москвы, Петербурга и других российских городов. Какой коллектив вам бы еще хотелось к нам заманить?
      — Я долгое время провожу Рождественский фестиваль и, как мне кажется, уже научилась претворять мечты в реальность. Поэтому сейчас у меня чисто практическая мечта — продолжить заложенные традиции и реализовать все, что заявлено у нас в программе. В предыдущие фестивали мы с успехом преодолевали все трудности, надеюсь, преодолеем и сейчас. Зрителям же я хочу пожелать, чтобы они после спектакля покидали зал со светлыми глазами и улыбкой на устах. Быть может, задумчивыми, но все равно, обретя что-то новое и получив те впечатления, которые станут для них открытием и откровением.
     

 
По теме
Заключительный день «Недели Магии и Волшебства» в Центральной детской библиотеке был посвящён существам, которые живут в прекрасной долине Муми-дол, их придумала финская писательница Туве Янссон.
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Сначала анализ, потом — диагноз - Газета Степная нива С самого утра в кабинеты клинико-диагностической лаборатории центральной районной больницы стекаются пациенты с направлениями от всех врачей.
Газета Степная нива
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Гайдар – для поколений - Тогучинская ЦБС 6 марта Юртовская сельская библиотека присоединилась к региональной акции «Аркадий Гайдар – для поколений», посвящённой 120–летию со дня рождения А. П. Гайдара и Году семьи.
Тогучинская ЦБС
Путешествие по пушкинским страницам - ЦБС Баганского района Двадцать девятого марта в Теренгульской сельской библиотеке состоялся увлекательный квизбук «Путешествие по пушкинским страницам».
ЦБС Баганского района