Владимир Миндолин: «Вместе будет лучше!»

Хорошо известный жителям Академгородка Театр имени Игоря Рыбалова 25 октября отмечает 40-летний юбилей. Театр необычный – с большими планами на будущее и яркой историей, которая началась в далеком 1979 году… Осенью при Новосибирском политехникуме – ныне Высший колледж информатики НГУ – под руководством выпускницы московского ГИТИСа Октавии Миндолиной заработал театральный кружок. Студенты начали ставить небольшие пьески, устраивали юмористические вечера, капустники... И приглашали на свои театрализованные представления академгородковцев. Абсолютно бесплатно...

Театр, рожденный в Академгородке

Однажды руководство физматшколы, посмотрев юбилейную постановку студентов ВКИ, пригласило Октавию Андреевну организовать и у них театральную студию. Так осенью 1989 года появился театр ФМШ. А спустя некоторое время два коллектива слились в единый – Театр имени Игоря Рыбалова.

Десять лет назад не стало Октавии Андреевны Миндолиной – человека неиссякаемой жизнерадостности, мучительно переживавшего горечь и несовершенство этой жизни. Режиссера от бога, настоящего профессионала, воспитавшего замечательный коллектив артистов. Человек ушел, а Театр, созданный им, живет и даже стал крепче – он черпает силы из благодарности к своему создателю, из печали по ней, из чувства долга. Ведь чувство долга было главным ее качеством...

В 2018 году Театр имени Игоря Рыбалова открыл свой сороковой творческий сезон. Репертуар коллектива не очень обширен, но разнообразен, что привлекает в театр разную публику от мала до велика. Около 50 пьес русских и зарубежных авторов, 130 представлений на сцене ДУ, сотни спектаклей на площадках ВКИ и ФМШ! Среди них – «Тристан и Изольда» А. Бруштейн, «Обыкновенное чудо» и «Тень» Е. Шварца, «Проделки Скапена» Ж-Б. Мольера, «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Двое на качелях» У. Гибсона, «Хозяйка гостиницы», К. Гольдони. И, конечно же, русские классики – Островский, Гоголь, Достоевский...

Творческий вечер в Театре

Сочувствие исключительно сильно было развито в нем…

Игорь Рыбалов, выпускник политехникума, сотрудник института ядерной физики СО РАН – человек, чьим именем назван Театр. Он был талантливым актером. Обаятелен, хорош собой, подвижен, пел, отлично играл на гитаре. Это был жизнерадостный, терпеливый и одержимый человек – студтеатр поистине держался на нем. За десять лет Игорь сыграл четырнадцать ролей. Последней была роль богатого и счастливого философа Ксанфа в драме «Эзоп». Репетируя эту роль, он сказал однажды: «Страшный человек: слабый, жестокий, бесчестный. Играю его – и мне страшно...». 

Игорь Рыбалов погиб в 25 лет. Как раз в тот момент, когда он перешел черту к человеческой зрелости. Это случилось летом 1991 года.

А как он любил своего героя – легкого и решительного странника Ланцелота, победителя драконов! Как любил его рыцарский монолог! «Не бойтесь. Это можно – не обижать вдов и сирот. Жалеть друг друга тоже можно. Не бойтесь! Жалейте друг друга. Жалейте – и вы будете счастливы! Честное слово, это правда, чистая правда, самая чистая правда, какая есть на земле. Вот и всё. А я ухожу. Прощайте...». Ни видео, ни даже магнитофонных записей не осталось. Всё звучит, как эхо. Но с годами оно становится всё слабее, тише, всё призрачней. Но остается имя...

«Мы стараемся сделать спектакли так, чтобы они волновали душу, доходили до самого сердца зрителя, вызывали у него светлые эмоции, воспитывали чувство прекрасного. Изыски, изобретения, новаторство – это не про нас. Четко следуя за автором, мы являемся посредниками между ним и зрителями...».

Ирина Рыбалова, актриса Театра

Театр стал частью моей жизни

Сегодня коллективом руководит Владимир Александрович Миндолин.

Профессор новосибирского государственного университета и Специализированного учебно-научного центра имени М.А. Лаврентьева НГУ. Родился в семье офицера Советской Армии. Окончил НГУ, кандидат исторических наук. Автор ряда теоретических и методических статей, учебных пособий: «Десять веков русской истории», «Двадцать тем по истории», «ХХ век: новейшая история зарубежных стран». В городе, области и России известен как публицист. В университете – как замечательный преподаватель-историк, в Академгородке – как общественный деятель и заядлый театрал.

– Владимир Александрович, как случилось, что вы, ученый, стали заниматься театром?

– Я был театральным мальчиком. Моя мама работала директором Дома работников искусств – это театральный клуб, располагавшийся в правом крыле оперного театра. В этом доме я вырос. Знал всех актеров, режиссеров, всё по десять раз пересмотрел: и балеты, и оперы. Ходил на все гастрольные спектакли и премьеры, был знаком с Высоцким, Смоктуновским, Гриценко... Одним словом, из театра я практически не вылезал и даже собирался стать оперным режиссером. Узнав об этом, добрейший Эмиль Пасынков, главный режиссер оперного театра, всплеснул руками: «Вовочка, ну какой из тебя оперный режиссер в 16 лет? Пойди пока в университет, закончи что-нибудь. Историю, например. Потом, когда окрепнешь, можешь идти в театральный». Я его послушался и поступил в НГУ. Нечаянно закончил исторический, нечаянно распределился, нечаянно остался в Академгородке... Когда мама умерла, театр осиротел. Мне пришлось возглавить коллектив. Я и режиссер, и художественный руководитель Театра. На общественных началах (смеется) . Вот, собственно, и вся история...

– Не жалеете, что не удалось получить театральное образование?

– Судьба предоставила мне единственный выбор, которого я не сделал. Если бы довелось прожить жизнь заново, она сложилась бы совсем по-другому. Но я внял совету Эмиля Евгеньевича. Может быть, зря. Мне всегда были интересны масштабные повороты в человеческих судьбах, меня захватывала чарующая музыка, энергия зрительного зала. В моих спектаклях до сих пор много музыки...

– Не возникало желание сыграть в «собственноручно» поставленном спектакле? Хотя бы в эпизоде, как это делал Эльдар Рязанов?

– Было такое. Лет 30 назад, когда я прочитал пьесу «Гори, гори, вечерняя заря» – о математике из Новосибирского Академгородка, который регулярно играет на конных скачках. Мне очень понравился этот герой, и я подумал, что с удовольствием его сыграл бы. Нет, я не Эльдар Рязанов (смеется). Еще в школе я участвовал во всех постановках. Но только как режиссер. И никогда – как актер.

Все роли ей по плечу!

Театр имени Игоря Рыбалова родился в Городке, живет в Городке и для Городка. Играют в нем академовцы – люди разного возраста, разных профессий и даже разных жизненных позиций: студенты НГУ, научные работники, программисты софтовых фирм, бизнесмены... Но в душе каждого из них горит огонек! Этих людей объединяет глубокая любовь к Театру, все они со студенческих лет не представляют своей жизни без творчества, без ярких и таких волнительных минут на сцене, без трудной и радостной одновременно работы на репетициях. Театр давно стал очень важной, неотъемлемой частью их жизни...

Мне посчастливилось познакомиться поближе с артисткой Театра – необыкновенно увлеченным человеком...

Наталья Токарева. Кандидат наук, единственная женщина в составе ученого совета Института математики, к тому же избранная в совет на альтернативной основе. У нее свой учебный курс на мехмате, магистратура, за ней – ежегодная международная олимпиада по криптографии. Дома – муж, тоже математик и тоже артист, две очень славные дочки, с которыми не соскучишься. Ежедневный физкультурно-спортивный тренинг с нагрузкой «на все сто». Театр – вторая половина ее и их жизни. Девчонки ее растут в Театре и, наверное, думают, как Шекспир: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры»...

Наталья Токарева в спектакле "Женихи"

У нее строгий логический ум. С ним связан ее юмористический и сатирический дар: Наташа остро чувствует и легко передает алогизмы происходящего на сцене и в жизни. Наиболее полно эта ее склонность к блистательному юмору проявилась в роли перезревшей невесты Агафьи Тихоновны в комедии «Женихи» по Н.В. Гоголю. В нашем представлении главная героиня – девушка, что называется, в теле. А Наташа очень хрупкая, тоненькая, как тростинка. Поэтому для сцены ей приходится серьезно «утолщаться».

– Она потрясающая Агафья Тихоновна! – рассказывает Владимир Александрович. – Половину реплик придумывает сама – получается ярко, задорно. Да и сама она очень озорная, веселая...

К чести актрисы Токаревой надо сказать, что она не боится любых ролей. Даже ее девка в драном платье из гоголевского «Миргорода» – настоящая изюминка в спектакле!

– Все роли ей по плечу, абсолютно! – продолжает художественный руководитель Театра. – Наверное, потому что по возрасту и по своему жизненному опыту она приблизилась к тому, что называется «критическая зона пессимизма». Этот отрезок жизни всегда драматичен. Хорошо, что так глубоко и серьезно выписана Александром Вампиловым ее новая роль – Галины, жены главного героя в «Утиной охоте». Она чувствует эту роль замечательно!

Спектакль с улыбкой надежды

В новом сезоне Театр предлагает свое видение современной жизни. Ближайшие премьеры – «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова и «Загадочное ночное убийство собаки» английского драматурга Марка Хэддона.

– Почему именно эти авторы? Что данные произведения дают вам, коллективу и зрителям?

– Молодежный спектакль «Загадочное ночное убийство собаки» не так давно буквально взбудоражил весь театральный Лондон. В нем много энергии доброты, юмора и современной музыки. В нашем театре его сыграет младшая часть труппы. А в «Утиной охоте» будет задействовано старшее поколение. Это сложная вещь: пьеса гениального Александра Вампилова задает современнику вопрос, может ли человек жить без души? Мой предварительный ответ: может. Но... трудновато, – говорит Владимир Александрович. – В спектакле есть информация к размышлению и сопереживанию, много музыки в стиле ретро...

Спектакль "Тень"

Режиссер долгое время не мог решиться на постановку «Утиной охоты». Несмотря на уговоры жены Ирины, неизменно отвечал «нет». Но однажды, посмотрев на людей вокруг, сказал сам себе: «Пожалуй, наступил момент, когда это нужно».

– Потому что на дворе явный застой. Вот так же точно было в конце 60-х – начале 70-х годов, когда эту пьесу написал Вампилов, – объясняет Владимир Александрович. – А что такое застой в социально-психологическом смысле? Это недореализованные люди разных возрастов, особенно 35-45-летние. Они перестают двигаться, перестают жить яркой жизнью, уходят в себя. И я вижу, что наступило такое время, когда «Утиная охота» будет востребована зрителем. Это спектакль с улыбкой надежды...

– В постановках вы всегда стараетесь, чтобы была надежда?

– Да, это обязательно. Без надежды человек мертв. Вот есть очень хорошие спектакли – профессиональные, тонкие, неожиданные, остроумные. Но, как говорила одна моя знакомая: выходишь оттуда – и жить не хочется. Людям и так трудно. И чем старше я становился, тем больше приходил к тому, что надо во всём искать хотя бы крупицу, какой-то маленький лучик надежды. Я в Академгородке с 16 лет и хорошо помню его в 60-е: люди были жизнерадостные, дружные и очень счастливые. Было какое-то ощущение веселой общаги. А сейчас что-то меняется в жизни, очень много людей нежизнерадостных и одиноких. Вот они-то и являются наши потенциальными зрителями.

«Мы живем в век бизнес-отношений, когда люди закрываются панцирем даже от своих близких. Театр дает возможность приоткрыть эту защиту, стать более открытыми миру. На сцене ты чувствуешь, как возникает особенная связь со зрителями, как рождается энергия добра, терпимости и созидания...».

Художественный руководитель Театра им. Игоря Рыбалова Владимир Миндолдин

Как признается режиссер, он сторонник парадоксального театра. Психологического и гротескового одновременно.

– Мой любимый жанр – психологический гротеск. Это то, что мне понятно, это то, к чему я тяготею. Именно в этом ключе будет решена Утиная охота. А как будет сделано «Ночное убийство собаки», я еще сам не знаю, но точно вижу эту работу совсем не классической.

Каша из сапога

Театральная постановка создается из огромного количества важных элементов, среди которых не только пьеса и актёрская игра артистов. Не менее важны для успеха спектакля и декорации, основная роль которых – создание пространства для происходящего на сцене действия. Театральные декорации – незаменимый атрибут любой постановки, который придает ей особый шарм. Но ведь декорации – удовольствие не из дешевых. Особенно для творческого коллектива, которому приходится самостоятельно заниматься театральным маркетингом.

Спектакль "Иван Иванович +/- Иван Никифорович"

– Как Театр решает приобретения декораций для спектаклей?

– Вопрос интересный и сложный, – задумывается Владимир Александрович. – Скажем так: мы готовим суп из сапога. Я сажусь и думаю, что можно за относительно небольшие деньги – 50-60 тысяч соорудить, чтобы сцена выглядела достойно. Ответ: за эти деньги ничего нельзя. Тогда начинаю ломать голову, что можно придумать, дабы создавалась некая иллюзия. Моя жена, Ирина Рыбалова, набила руку на освещении. Она у нас режиссер по свету и актриса. По основной специальности – главный бухгалтер одной крупной софтовой фирмы в Академгородке. И работа сумасшедшая, и сама она сумасшедшая (смеется) . В общем, как-то выкручиваемся. Иногда привлекаем спонсорские средства. Хотя спонсоры не любят давать деньги – и с каждым годом не любят всё больше.

Живое дело

У Театра есть свой замечательный зритель, – чуткий, доброжелательный, отзывчивый. Всегда готовый сочувствовать, сопереживать. Играть для такого зрителя – большое счастье!

– Наш зритель – это и молодой человек, и женщина «бальзаковского возраста», и начинающий пенсионер. Словом, любой из нас, кому некомфортно или одиноко. Так что, приходите к нам – вместе будет лучше! – приглашает на спектакли Владимир Александрович.

На премьерах Большой зал Дома Ученых полон. Расходятся все – и зрители, и актеры – взволнованными, взбудораженными, и счастливыми, и грустными порой. Но только не равнодушными.

– Стоит задуматься о тех психофизических нагрузках, которые испытывает на сцене любой актер, играющий по существу. За два-три часа спектакля он проживает две жизни – свою и другую. При этом идет интенсивный, нередко изматывающий энергообмен со зрительным залом. Актеры непрофессионального, «клубного» театра, делающие всё сами и иногда «вопреки», при этом хорошо и отлично работающие в своей основной профессии, живут в режиме постоянных перегрузок. И не жалуются. Их ресурс – идейный. Если дело продолжается так долго, 40 лет, и если число друзей растет, значит, это живое дело, – считает Владимир Миндолин...

Энергия человечности

Попасть в Театр очень просто – он открыт для новых зрителей. Надо лишь сделать один шаг, ведь Театр находится совсем рядом – на Морском проспекте. Всегда можно прийти в Дом ученых, чтобы приобщиться к глубоким традициям искусства и проникнуться всенаполняющей энергией человечности.

– Энергия человечности... Этими словами всё сказано, – рассуждает Владимир Миндолин. – В сущности, они выражают сверхзадачу Театра имени Игоря Рыбалова. Отвечают на вопрос, для чего делаются все эти спектакли, во имя чего тратится столько усилий. И трудности, иногда кажущиеся непреодолимыми, остаются позади, и мы идем дальше. Помните, Рыцарь Ланцелот в «Драконе» замечательного Евгения Шварца говорит, умирая: «Жалейте друг друга, и вы будете счастливы». Я и сейчас помню, как Игорь Рыбалов, играющий роль Ланцелота, произносил эти слова. Он произносил их без пафоса, просто, как само собой разумеющееся. Так оно и есть. Жалейте друг друга – и вы будете счастливы!

Лилия Вишневская. Фото автора и из архива Театра

 
По теме
И снова атриум «Эдема» на пару часов превращен в театральную сцену. В субботу, 20 октября, на ней выступил местный юбиляр, по-настоящему народный и коренной городковский коллектив, театр имени Игоря Рыбалова.
Яркий, многогранный мир литературы наполнен интереснейшими животными и магическими существами.
«Храните, люди, старину» В культурно-досуговом центре поселка Приобский в центре национальных традиций состоялась интерактивная программа «В гостях у самовара» по Пушкинской карте.
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости