Тамара Седельникова: Я готова на многое

Заслуженная артистка России Тамара Седельникова встретилась со зрителями в рамках «Воскресных посиделок»

ГЕРОИНЕЙ проекта «Воскресные посиделки», что по традиции проходит в гостевой комнате театра «Глобус», стала заслуженная артистка России Тамара Седельникова. Финальная встреча сезона прошла под аккомпанемент знаковых кадров из фильма «Горячий снег», где актриса сыграла одну из ролей, и видеозаписей дорогих сердцу спектаклей. Тамара Анфимовна рассказала о детстве и первых шагах в профессии и доходчиво объяснила, почему не боится цифр в биографической справке.
      — В театре «Глобус» я работаю 45-й сезон. Этой цифры я не стесняюсь: чувствую себя молодой, еще есть запал — и я готова на многое. Мое детство прошло в парке имени Кирова на левом берегу, где работал мастером-краснодеревщиком мой отец и стоял наш маленький казенный домик. Папа делал мебель, чинил скамейки, писал плакаты. И я очень гордилась им. До трех лет я жила под присмотром служителей парка. Гуляла по аллеям, лазила наперегонки за ранетками. В моем распоряжении были все аттракционы и летний кинотеатр, где я смотрела фильмы с утра до ночи. Потом я пошла учиться в 73-ю школу и параллельно стала заниматься в ансамбле песни и пляски при местном Доме культуры. С этим ансамблем я объездила всю Среднюю Азию, дважды выступала на ВДНХ в Москве. Так прошло мое замечательное безмятежное детство.
      — Когда вы решили связать свою судьбу с театром?
      — После восьмого класса пора было думать о профессии. Я начала ходить в театральный кружок, осваивала азы профессии и, подумав, решила поступать в театральное училище. С первого тура меня сразу взяли на третий, который я проходила больная свинкой.
      — Прошла, еще и умудрилась скрыть от приемной комиссии свою болезнь. У нас был маленький курс — десять человек. И с первого курса мы работали на сцене. Играли, конечно, совсем крохотные роли без слов. Например, ноги лошади в «Коньке-Горбунке» — поочередно то задние, то передние. Но ходили гордые необыкновенно. И я до сих пор благодарна за этот опыт.
      — Как вы попали в кино?
      — В театр мы с однокурсницами пришли как героини. Первую роль я получила в спектакле «А зори здесь тихие». Я была худенькой, тоненькой девочкой, а играть мне предстояло дородную деревенскую девушку Лизу Бричкину. Однажды на наш спектакль пришла киногруппа из Москвы — они искали место для съемок фильма «Горячий снег» и актрису на роль Тани. Посмотрели спектакль и предложили мне сняться в кино. У меня был шок — для того времени это было такое событие! Записали данные и уехали. Это было в конце сезона, а в начале сезона в сентябре меня пригласили в Москву на фотопробы. Что со мной было! Потом вызвали на кинопробы. Дали отрывочек из фильма и представили партнера — Георгия Тараторкина. Я волновалась — все-таки в первый раз, а Георгий Георгиевич меня успокаивал. Отсняли мы отрывок, я улетела в Новосибирск, и два месяца не было никаких вестей. А потом в театр пришла телеграмма об утверждении на роль. Меня утвердили, а Тараторкина не утвердили — вот какие бывают чудеса. Директор театра предлагала мне взять отпуск, но не пришлось. Первая часть фильма снималась в районе Шилово. Днем я ходила на съемки, а вечером играла в театре.
      — Что для вас Новосибирский театр юного зрителя, теперь — «Глобус»?
      — ТЮЗ для меня — вся жизнь. Здесь прошла моя молодость, здесь рос до 10-го класса мой сын. Я садила его за гримировальный стол делать уроки и уходила на сцену. А он вместе с детьми моих коллег сбегал в зал, забирался под кресло и махал оттуда рукой: «Мама, я здесь!» За эти годы театр очень изменился. Сменил название и дом. Я пришла еще в старое здание, потом мы всем коллективом осваивали новую сцену. Сначала было невероятно трудно освоить это огромное пространство. Потом мы привыкли, изменились декорации, подходы. Мы стали мудрее и умнее, набрались мастерства.
      — Киноопыт повлиял на вашу работу в театре?
      — После фильма мы очень много работали. Утром играли в сказках, а вечером участвовали во взрослом репертуаре. Как минимум 30 спектаклей в месяц. Всего за годы более ста ролей.
      — Была ли у вас неслучившаяся роль, о которой вы мечтали, но так и не смогли сыграть?
      — Такая роль была, но говорить конкретно я не буду. Всю жизнь я мечтала сыграть характерную роль, а режиссеры, напротив, видели меня голубой героиней. Я играла принцесс и девочек, потом перешла на роль мам и учителей. Спектакли были разные, и периоды были разные — застойные и востребованные. Был период, когда жизнь в театре шла, а деньги нам за работу не платили. И в это время я нашла себе подработку — продавала люксовую косметику в магазине «Синтетика». Месяца четыре я этим занималась. Сидела за маленьким прилавочком и наблюдала за людьми, впитывала в себя образы, собирала интересные детали для будущих ролей. И однажды меня прямо с работы вызвали в театр — приехал Вениамин Фильштинский. Ему нужна была актриса на роль Софьи Петровны. Я оставила свой прилавок прямо в середине рабочего дня и побежала в театр. Роль досталась мне. Играть ее было сложно и легко одновременно. Как женщина и мать я глубоко чувствовала свою роль и прошла фантастическую школу Фильштинского, что по сей день остается для меня большим счастьем в профессии.
      — Вы работаете в театре, где всегда был большой детский репертуар. Как вы относитесь к спектаклям для маленьких зрителей?
      — Я очень люблю играть детские спектакли. Обожаю детскую аудиторию! И до сих пор по давней привычке подсматриваю за залом из-за кулис. Дети потрясающие. Перед началом спектакля они кричат, дерутся, болтают, но как только открывается занавес, они замирают, как мышки, и в ожидании чуда не моргая и не дыша глядят на сцену. Когда я вижу эту перемену, у меня сжимается сердце. Выйти после такого на сцену с «холодным носом» означало бы обмануть их. Для меня это невозможно. Единение с детской аудиторией для меня очень ценно и важно, как и со взрослыми. Бывает, весь спектакль бьешься, а пробить непроницаемую стену между сценой и залом не получается. Бывает, зрителя «прорывает» в самом финале. А случается и наоборот: зал реагирует так, как будто лучше ты никогда не играл.
     

 
По теме
1 апреля в 15.00 в Доме культуры и творчества им. В. П. Чкалова состоится торжественное открытие Всероссийского фестиваля-практикума молодежных любительских театров «Апарте».
В рамках Всероссийского фестиваля молодёжного и семейного экранного творчества «МультСемья» на протяжении 2 месяцев проходил онлайн интенсив-конкурс молодёжного медиатворчества «Контекст»: для юных журналистов,
Участник XI Международного Транссибирского Арт-Фестиваля Молодой французский дирижер, участник XI Международного Транссибирского Арт-Фестиваля  Клемана Нонсьё посетил Художественный музей,
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Сначала анализ, потом — диагноз - Газета Степная нива С самого утра в кабинеты клинико-диагностической лаборатории центральной районной больницы стекаются пациенты с направлениями от всех врачей.
Газета Степная нива
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Гайдар – для поколений - Тогучинская ЦБС 6 марта Юртовская сельская библиотека присоединилась к региональной акции «Аркадий Гайдар – для поколений», посвящённой 120–летию со дня рождения А. П. Гайдара и Году семьи.
Тогучинская ЦБС
Путешествие по пушкинским страницам - ЦБС Баганского района Двадцать девятого марта в Теренгульской сельской библиотеке состоялся увлекательный квизбук «Путешествие по пушкинским страницам».
ЦБС Баганского района