Светлана Дубровина: «Миру театра я преданна безгранично!»

Секрет ее неувядаемой молодости – в бесконечном движении, в ритме жизни, исключающем лень, подчиненном профессии. Театр, репетиция, спектакль – таков распорядок дня Светланы Дубровиной. Выходные она начинает с утреннего кросса по Заельцовскому парку или лыжной пробежки на 10 километров. Радуется любой погоде, домашнюю работу и клумбы на даче считает самым приятным занятием на свете. Любит красиво приготовить и вкусно поесть, но при этом остается стройна и легка, эмоциональна и жизнерадостна, органична в танцевальных экзерсисах и вокальных партиях. К числу достоинств относится и покладистый характер – Светлана умеет прощать, не копит обиды, исключительно щедра в дружбе. О таких людях говорят: они лучатся добром.

В марте солистка Новосибирской музкомедии Светлана Дубровина отметила юбилей своей деятельности на сцене. В этот день в театре давали «Тристана и Изольду». «Лишним билетиком» интересовались еще на подходах к Центральному парку – аншлаг! После спектакля – аплодисменты, цветы, поклонники. Всё как всегда, хотя роль у Светланы в мюзикле отнюдь не центральная...

Донна Люция и другие...

– Светлана, что для вас театр?

– Театр – это то, чем я дышу, чем живу. Это мой дом. Здесь я провожу большую часть времени, здесь проходит вся моя жизнь...


Сцена из  спектакля «В джазе только девушки»


– На сцене вы каждый день проживаете чужие судьбы. А когда жить за себя?

– В промежутках между спектаклями (смеется) . В это время происходят разные события. В свободное от театра время я успела выйти замуж, родить ребенка. То есть, всё как у всех нормальных людей. Хотя есть свои нюансы. В плане семьи в актерской профессии всё гораздо сложнее. Хорошо, если актрисе удастся создать семью, родить детей. Это, поверьте, настоящее счастье! Мой первый муж работал в этом же театре, его уже нет на свете, царство ему небесное... Второй – инженер, из зрителей. Он очень любит театр, ходит на мои спектакли, дарит цветы, мирится с моей занятостью. За что я ему очень благодарна.

– У вас взрослый сын, а внуки есть?

– Еще нет! По мужским меркам Марк вовсе не взрослый – ему 25 лет. Конечно, он сформировавшийся творческий человек, занимается PR-менеджментом...

– То есть, актерская карьера не пришлась ему по душе?

– Да, в этом плане не сложилось. Он вырос в актерской семье, мы с мужем постоянно в театре, девать его было некуда, брали с собой – на репетиции, спектакли. Ребенок практически вырос за кулисами. Вот так и образовалась мощная прививка от актерской профессии.

– За 30 лет на сцене у вас сыграно множество ролей. А сами вы подсчитывали – сколько их на сегодняшний момент?


Сцена из  спектакля «Тетка Чарлея»


– К моему юбилею друзья подсчитали – около 70. Сейчас, конечно, еще больше.

– А любимые среди них есть?

– Вот в сегодняшнем спектакле эта (роль служанки Брангены – прим. авт.) одна из самых любимых. Когда я беру роль, неважно – центральную или эпизодическую, всегда боюсь: получится – не получится, справлюсь – не справлюсь? Потом влюбляюсь в свою героиню, нахожу в себе что-то схожее, адаптирую к себе. Это бывает трудно. По молодости я постоянно играла каких-то стерв – мне всё время доставались роли с отрицательным подтекстом: страстные любовницы, коварные злодейки-разлучницы. Но ведь нельзя в нашем жанре эксплуатировать в актере одну и ту же черту! Когда меняется только текст, а суть остается прежней, появляются штампы, становится скучно и актеру, и зрителю. Не говоря уже о том, что нужно выкопать в себе такие вещи, от которых по-человечески следует вообще избавляться! Слава богу, с возрастными ролями этот «знак минус» уходит: роли по-прежнему характерные, но теперь это маменьки, тетушки, кормилицы... То, что мне очень близко.

– Значит, своих отрицательных персонажей вы играли четко по Станиславскому: чтобы зритель поверил?

– А как же! Если я сама не верю в то, что играю, как же зритель, сидящий в зале, поверит?

– Какие роли вам больше по душе: с преобладанием драматургии или вокальными партиями?

– Когда я только пришла в театр, не могла привыкнуть, что надо еще и петь, а не только произносить текст. Поначалу было очень трудно: я всегда мечтала о драматической сцене, а попала в музыкальный театр! Это же совсем другой жанр – более легкий, не требующий душевного надрыва. Тогдашний режиссер Владимир Мина, вводя меня в партии, обычно охлаждал мой пыл словами: «Легче, Света, ты не в драме, не грузи...». Даже после репетиции я продолжала мысленно работать над ролью, искать детали, придумывать для своей героини жесты, мимику, походку... А сейчас даже не представляю, как это – играть роль и не петь? Теперь в драматическом спектакле мне не хватает музыки, а в музыкальном – драматургии. Музыкальный театр превосходно соединяет музыку и драматическую составляющую. И в этом прелесть нашего жанра! Классическая оперетта – она немного наивная, но необыкновенно легкая, зритель с удовольствием ее слушает, легко воспринимает. «Летучую мышь» я просто обожаю! Музыка шикарная, тексты дурашливые, но в этом их обаяние. Поэтому чем больше я работаю в этом жанре, тем больше в него влюбляюсь...

– А сколько у вас премьерных ролей в сезоне?


Сцена из  спектакля «Восемь любящих женщин»


– По-всякому бывает. Но я считаю, сделать одну большую роль – это немало. В начале сезона мы выпустили спектакль «Восемь любящих женщин». Мне этой работы хватило на год: над этой ролью (хозяйка Габи, жена Марселя – прим. авт.) я до сих пор работаю. Представляете: 36 номеров и из номера в номер я пою! Прекрасный спектакль! Стильная, детективная история, сделанная в очень интересной манере, непривычной для нашего театра, с очень мощной пластической составляющей. Мы там не просто танцуем – в самом спектакле много движения! И сюжет тоже необычен – закручивается и раскручивается спираль к концу действия. Вся изюминка – в финале. Это детектив, его вообще нужно уметь читать, смотреть, слушать. А уж играть в детективе – одно удовольствие!

Сага на сцене

– Пресса в один голос утверждает, что вы похожи на Софи Лорен. Может быть... Но мне кажется, вы самая настоящая Гела из «Мастера и Маргариты». Гибкая, яркая, озорная... У вас никогда не возникало желания сыграть рыжую ведьмочку? Персонаж позитивный, хоть и нечисть.

– Нет-нет, это мощный мистический материал! Я человек верующий, и считаю, что не надо гневить небеса. Они обетованные, они нас оберегают...

– Неужели отказались бы от этой роли?

– Отказалась бы...

– А имел ли место такой случай на самом деле? Пусть не напрямую, но вы сделали всё, чтобы не играть роль, которая вам не нравится?

– Ну что вы! Я никогда не отказываюсь от ролей – всегда с благодарностью и радостью принимаю всё, что мне дают: раз дают – значит, доверяют и видят только меня в этой роли.

– Бытует мнение, что театр – это серпентарий единомышленников. Вы согласны с таким утверждением?

– В плане – иголки в пуанты? Нет, в нашем театре такого и близко нет. У нас очень доброжелательная атмосфера, артисты помогают друг другу. Сейчас к нам пришла удивительная молодежь. Талантливые, светлые ребята! Я по себе знаю, как трудно делать первые самостоятельные шаги на сцене. И когда кто-то из них играет со мной в одном спектакле, я искренне радуюсь их успехам и профессиональному росту, с удовольствием помогаю и делюсь опытом и знаниями в профессии. У меня к ним материнские чувства, хотя я не считаю себя дамой в возрасте. Конечно, зависть, жадность и корысть, они были и остаются – такова природа человека. Но лично мне это не свойственно. Жизнь научила меня бережно относиться к людям, тем более к актерам. Они же как дети – чрезвычайно ранимые и тонкокожие: их обидеть легко, а вот вернуть добрые отношения очень непросто. А вы говорите – палки в колеса...

– Ну, хотя бы розыгрыши бывали?


Сцена из  спектакля «Тристан и Изольда»


– Розыгрыши – конечно! Куда же без них (смеется) . Сейчас-то уже поменьше, но в молодости мы любили разыгрывать друг друга! В сказках выходы меняли, а один раз собаку выпустили на сцену... Жила у нас во дворе театра Сага, все ее подкармливали, актеров она знала «в лицо», чужих отгоняла, с бабульками-вахтершами время коротала. И даже в спектакле эпизодически поучаствовала... Вообще, у нас много чего происходит. И шуток, и курьезов – это же театр! Один раз случился пожар. Шла сдача «Мистера Икса», и вдруг загорелся занавес. Потом музыканты рассказывали, мол, играем и соображаем, кто же, интересно, пожар придумал? А на последней «Тетке Чарлея» в зале и на сцене вырубился свет. Мы уже доигрывали спектакль. Зрители поняли, что возникла какая-то техническая неполадка, но, слава богу, бурно не отреагировали. Продолжали слушать, в конце одарили аплодисментами. Но до финала мы играли на двух водящих фонарях.

Секрет ее молодости

– У вас педагогическое образование. Вы задумывались о преподавательской деятельности?

– Меня много раз звали – и в музыкально-педагогический колледж, и в школу вокального детского творчества. Только со временем я никак не могу сладить: сейчас у меня очень большая занятость в театре. Но в перспективе рассматриваю такой вариант. Надо уже готовить пути к отхождению.

– Но Татьяна Пельтцер до 90 лет в Театре сатиры играла...

– Ну, если меня будут держать в театре до 90 лет, тогда я согласна (смеется) . Но у меня уже есть свои планы. Мне очень нравится заниматься флористикой, нравится рисовать…

– Кроме как – играть на сцене, петь... Откуда у вас столько талантов?

– Таланты даются от природы. У нас в семье любили петь, любили музыку. Я окончила музыкальную школу и музыкальное училище по классу фортепиано – хотела быть пианисткой! После окончания год проработала музыкальным руководителем в детском саду. Потом сестра подала документы в театральный, очень переживала, вот я с ней за компанию и поступала, чтобы как-то подбодрить. А вышло так, что мы обе стали студентками! Нас так и называли – сестры Дубровины. Сейчас она работает в Барнаульском молодежном театре, я – здесь, в музкомедии. У нас был сильный курс: Владимир Машков, Елена Шевченко, Зоя Терехова... Мы очень дружны до сих пор. Когда Володя привозил в Новосибирск своего «Олигарха», я проводила презентацию.

– О чем мечтает повзрослевшая девочка Света?


– Хочу дождаться внуков, помочь им стать на ноги. Хочу освоить какую-нибудь профессию, связанную с рукоделием. Мы приобрели недавно маленький участок на нулевом этапе, где я сажаю розы. Мне это интересно. Наступает такой период в жизни, когда тебя тянет к природе. Ты стремишься понять: кто ты, для чего в этой жизни родилась. Мне хочется пройти все женские практики, глубже изучить себя, ведь на это никогда не хватало времени! Сын вырос, теперь можно заняться собой, своим внутренним миром, найти ту самую гармонию, к которой мы стремимся на протяжении всей жизни. А еще очень хочется путешествовать. Я люблю старую Европу: Францию, Испанию, Германию, мечтаю об Италии... Много мест на планете, где я еще не побывала!

– Вы совершенно очаровательны! Была бы я мужчиной – сняла бы пред вами шляпу. А волосы – просто мечта поэта!

– Волосы кудрявые, свои, от природы вьются. Мне еще мастер курса говорил: «Света, это непрофессионально, выпрями волосы. Как ты будешь русскую классику играть?». Помню, в спектакле «На дне» я играла Васку. «И что прикажешь делать с твоей шевелюрой?» – спросил мастер курса. Что делать, что делать... Легла вечером спать с мокрыми волосами, в туго повязанном платке. Когда на следующий день пришла в училище прямоволосая, режиссер был доволен, а сокурсники меня не узнали!

– Светлана, и в заключение... Под е литесь секретом своей молодости?

– Не завидовать, не жадничать, не судить, не причинять боль людям, не думать плохо, делиться с окружающими своей радостью... А какой еще секрет? Быть активной, позитивной. Время ведь не бежит – летит, за ним надо успевать. А если я присяду на минуточку, мне кажется, уже не смогу побежать вперед, так и останусь сидеть на месте...

  Досье «Бумеранга»


Светлана Дубровина. Ведущая солистка театра музыкальной комедии с 1986 года. Окончила Новосибирское театральное, музыкально-педагогическое училище и Новосибирский педуниверситет. Врожденный артистизм и сценическое обаяние, прекрасные вокальные возможности и яркие природные данные позволяют ей блистательно воплощать разнообразные по характеру образы: Амалия («Летучая мышь»), Сваха («Женитьба Бальзаминова»), Каролина («Мистер Икс»), Донна Лючия («Тетка Чарлея»), Свит Сью («В джазе только девушки»), Текле («Ханума»), Егоровна («Дуброffский»), Ольга Ивановна Чумакова («Белая акация»), Брангена («Тристан и Изольда»), Габи («Восемь любящих женщин»)... У нее есть интересные характерные работы и в музыкальных сказках: Мачеха («Сказка про Золушку»), Коза («Кошкин дом»), Тетка Страусиха («Слоненок»), Бабушка Коли («Тайна третьей планеты»)... Всего актрисой сыграно более 70 ролей!


Лилия Вишневская.

Фото из личного архива Светланы Дубровиной

 
По теме
Сложно представить детскую литературу без темы волшебства и чародейства. За чтением дети погружаются в мир исполнения желаний: с помощью волшебных палочек или магических артефактов они имеют возможность делать то,
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Что приносит почтальон - Черепановская ЦБС       28 марта в Городской библиотеке побывали ребята из детского сада «Колокольчик» на завершающем мероприятии "Недели детской книги".
Черепановская ЦБС
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости