Ставка на молодых режиссеров

Театр «Старый дом» отметил 100-летие здания и распланировал предъюбилейный сезон

НОВОСИБИРСКИЙ драматический театр «Старый дом» вступает в новый сезон с финальной премьерой прошлого репертуарного года и весомым юбилеем. Официальное открытие — показ мелодрамы Валерия Семеновского «Жизнь артиста» — прошло 14 сентября, а 31 августа стародомовское закулисье открыло свои кулуары для экскурсии, посвященной 100-летию здания, в котором более сорока лет коллектив играет свои спектакли. Исследование старейшей театральной постройки города предварила традиционная пресс-конференция. Планы на 79-й сезон озвучили директор «Старого дома» Антонида Гореявчева и новый штатный режиссер, представитель санкт-петербургской театральной школы Тимур Насиров.
      Художественную доминанту нынешнего предъюбилейного сезона (через год театру исполняется 80 лет) дирекция «Старого дома» обозначила как попытку «во всех ракурсах рассмотреть современную драматургию и молодую российскую режиссуру». Ставка сделана на главный тренд отечественных драматических подмостков — востребованных и активных постановщиков поколения 30-летних, которым предстоит сотрудничать с труппой «Старого дома» в репертуарном и off-репертуарном контексте.
      В сентябре к репетициям приступает постановщик петербургской выучки, ученик Льва Додина Семен Александровский. Поклонник современной зарубежной и российской драматургии «новой волны» поставит на камерной площадке новосибирского театра спектакль по пьесе Вячеслава Дурненкова «Ручейник». «Семен Александровский — крайне востребованный и интересный режиссер, — комментирует штатный режиссер «Старого дома» Тимур Насиров. — Его спектакли выдвигались на «Золотую маску», получали главный приз «Ново-Сибирского транзита» и взрывали театральную столицу России. У нас Александровский поставит пьесу «Ручейник», которая была написана в начале 2000 годов, заработала массу наград, но почему-то не заинтересовала актеров и режиссеров. С тех пор прошло немало времени. Чтобы сделать пьесу актуальной для сегодняшнего дня, драматург по просьбе театра работает над новой редакцией «Ручейника». Именно эту версию пьесы и увидит зритель «Старого дома».
      Вторую премьеру сезона выпустит штатный режиссер театра. «Я вернусь в Новосибирск из рабочей поездки в Таллинн в октябре. И сразу же плотно займусь жизнью и проблемами, которых в нашем театре немало, — полагает Тимур Насиров. — Я планирую приступить к репетициям спектакля по пьесе драматурга Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская вжитии». Это действительно житие, это действительно «пьеса в клеймах», и героиня действительно та самая Ксения Петербургская, облачившаяся после смерти мужа в его одежды и пустившаяся по миру. Ставя эту пьесу, мы не собираемся исследовать православный вопрос — это не дело театра. Речь пойдет об окружении, благодаря или вопреки которому появляются такие фигуры, как Ксения Петербургская».
      Премьера спектакля состоится 14 и 15 февраля 2013 года. Режиссер не исключает, что «Святая блаженная Ксения Петербургская вжитии» станет первой частью сценического диптиха по произведениям Вадима Леванова, дополнит который пьеса «Кровавыя барыни ДарьиСалтыковой, московскойстолбовойдворянки, правдоподобное иеликовозможно достоверное жизнеописание». Постановки объединит тема одной и той же окружающей среды, из которой выходят совершенно не похожие друг на друга люди — святые и злодеи. Используя метод театрального монтажа, режиссер соединит две разные истории. Таким образом, две героини, олицетворяющиеабсолютно противоположные сущности, встретятся в пространстве одного спектакля.
      ТРЕТЬЕЙ репертуарной новинкой сезона станет перформативная постановка Галины Пьяновой (Алматы), знакомой артистам «Старого дома» по прошлогодней серии мастер-классов «Театральная импровизация». Популярный режиссер из Казахстана, создатель и руководитель независимого театра «АРТиШОК» выпустит на новосибирских подмостках спектакль большой формы, в основу которого ляжет метод контактной импровизации. Не исключено, что точкой отсчета для сценического взаимодействия артистов станут ассоциации и впечатления, полученные от родного города. Первые показы постановки назначены на март-апрель 2013 года.
      Завершит премьерный забег спектакль в режиссуре Тимура Насирова, которому предстоит закрыть в конце июня 79-й репертуарный год. «Моя задача — поставить такой спектакль, в котором была бы задействована вся труппа театра, — рассказывает господин Насиров. — Как штатный режиссер я просто обязан не давать артистам находиться в простое и терять форму. С названием я пока еще не определился. Возможно, это будет пьеса Эдуардо Скарпетта, возможно, произведение Голдмена, возможно, пушкинская «Капитанская дочь».
      Помимо репертуарного пополнения, в 79-м театральном сезоне театр «Старый дом» планирует реализовать обширную off-программу. В чаяниях новосибирского драматического поездка в Москву, обменные гастроли с омским театром кукол «Арлекин» и цикл мероприятий, посвященных Дням германского театра в Новосибирске, — масштабной акции в рамках международного проекта «Российско-германских культурных встреч». Однако ключевым событием обещает стать проведение творческой мастерской «Актуальный театр», миссию которой руководство «Старого дома» видит в «создании условий для накопления знаний и навыков работы в инновационных формах театрального искусства, формировании благоприятного контекста для развития новосибирской режиссерской среды, а также поддержке новой режиссуры высокого уровня». В театральной лаборатории примут участие молодые постановщики поколения 1990–2000-х годов, представители известнейших режиссерских школ Санкт-Петербурга и Москвы, чьи имена уже получили признание в театральном кругу. Формат проведения «Актуального театра» не нарушит известной традиции: четыре репетиционных дня, представление эскизных спектаклей, зрительское обсуждение и голосование. Лучшие работы мастерской после доработки войдут в репертуар театра. Проект, отмеченный грантом Министерства культуры Новосибирской области, будет реализован с 26 по 30 ноября 2012 года.
      «Раньше «Старый дом» ставил в основном классические хрестоматийные спектакли, — разъясняет преимущества проведения мастерской «Актуальный театр» режиссер Тимур Насиров. — Появление лаборатории научит наш театр разговаривать с современностью, находить общий язык с сегодняшним зрителем, адекватно существовать в сегодняшнем дне. Это приведет к тому, что после работы в мастерской у наших артистов откроется второе дыхание, появится возможность быть в тренинге. Актеры начнут по-другому работать с классикой. Не замшело и хрестоматийно, а так, как должно существовать на сцене, в спектакле в наши дни. Кроме того, проведя «Актуальный театр», мы попытаемся разобраться, кто наш зритель? Мы хотим узнать его, понять и, возможно, в чем-то переубедить».
      Переубеждать коллективу «Старого дома» в этом году придется не только консервативную публику, но и собственные стены. «Конечно, мы бы могли подготовить за сезон намного больше событий и премьер, но у нас физически нет возможности быстро обновлять репертуар, — говорит режиссер театра Тимур Насиров. — Мы — маленький театр, в котором нет специальных репетиционных помещений. Поэтому мы можем работать только над одним спектаклем и только до обеда — дальше в театре начинается активная подготовка к вечерним показам. Места для закулисной работы просто не остается. Надеемся, когда-нибудь нам удастся решить вопрос с помещением, и мы сможем работать в полную силу».
      Вот так деликатно стародомовцы обошли не только назревшую, но и успевшую за годы тщетного ожидания перезреть проблему реконструкции здания. Дом, уготованный в пользование бывшей облдраме, действительно старый и остро нуждается в полном апгрейде. Убедиться в этом наглядно можно было на открытой экскурсии, посвященной вековому юбилею здания — уникального в своей технической, технологической и архитектурной архаичности. Здания, прекрасно подходящего для дома-музея, но давно не соответствующего потребностям и запросам современного драматического театра.
      История здания, построенного по проекту и под руководством новосибирского архитектора Андрея Крячкова в 1912 году, широкой публике почти не известна. На слуху революционные преобразования дома для «Красного факела» и героико-патриотическое возведение стен «Сибирского Колизея». Между тем миниатюрная типовая постройка Крячкова, коей когда-то был нынешний «Старый дом», имеет весьма драматичную судьбу и одна из немногих своих «коллег» по-прежнему сохраняет стилевой абрис неоготики и модерна. Прочим кирпичным двухэтажкам прославленного архитектора повезло меньше: одни были разрушены, другие неузнаваемо перестроены, третьи получили безликую сайдинговую облицовку, напрочь уничтожившую кирпичную кладку начала прошлого века.
      Собственно театральным зданием строение у «Речного вокзала» стало только после тотальной реконструкции 1967 года, оставившей нетронутыми лишь внешние стены: интерьеры, фасад, внутреннее устройство помещений, — все было уничтожено и возведено уже по новому проекту во благо служителям Мельпомены. Сто лет назад новостройка сдавалась в эксплуатацию как одно из двенадцати двухэтажных кирпичных зданий для начальных школ. На фоне общей одноэтажной деревянной панорамы Новониколаевска строение Крячкова выделялось и ростом, и материалом, и живописным силуэтом, и ярким цветовым строем, и ритмом декоративного обрамления. Здание на улице Будаговской, как раньше именовалась улица Большевистская, было идеально приспособлено для приема учащихся (оба этажа имели односторонне освещенный коридор, на который выходили три или четыре классные комнаты, санитарные узлы, гардеробные, основные и запасные лестничные клетки) и благоустроено по последнему слову техники. При отсутствии общегородского водопровода и канализации имело свой внутренний водопровод и систему центрального водяного отопления с котлами и отопительной арматурой, выписанной по спецзаказу из Варшавы. Котлы и иже с ними хитро прятались под изящным купольным покрытием, которое хоть и претерпело значительные изменения, но возвышается над «Старым домом» до сих пор.
      Начальное училище, созданное архитектором Крячковым, не функционировало по назначению и десятилетия. Во время «колчаковского террора» 1918 года учреждение было закрыто под постой солдат. В 1920 году вновь преобразовано в учебное заведение — 1-ю Советскую (Первомайскую) школу под руководством педагога и библиотекаря Адриана Веденяпина. А в 1922 году неожиданно превратилось в карантинный приемник для беспризорных детей. В 1940-х вновь принимало учеников, в 1950-х трансформировалось в филармоническое общежитие, а в 1960-х поступило на службу театральной общественности. В 2008 году был разработан проект, согласно которому архитектурный феникс Андрея Крячкова должен был превратиться в историческую часть единого театрального комплекса, однако никаких шагов в сторону реализации этого плана от городских властей не последовало. Кулуары «Старого дома» продолжают стареть и наращивать стратиграфические пласты, позволяющие с легкостью демонстрировать театральное прошлое коллектива и ставить под сомнение «светлое будущее». Впрочем, театры Новосибирска давно привыкли мечтать так, как будто будут жить вечно, и пополнять репертуарную копилку с завидной регулярностью — наперекор всем «вопреки» и «несмотря на».
     
     

 
По теме
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».