Свой 99-й творческий сезон театр «Красный факел» открывает необычно рано – уже в начале сентября зрители увидят новый спектакль Тимофея Кулябина. А до конца 2018 года новосибирцев ждут еще две премьеры.
30 августа в фойе театра «Красный факел» прошла пресс-конференция, посвященная новому сезону. О первой премьере «Дети солнца», которая состоится уже 9 сентября, о путешествиях самых ярких спектаклей по России и за ее пределы; о новой сказке для детей рассказали директор театра Александр Кулябин, главный режиссер Тимофей Кулябин, драматург Ольга Федянина и постановщик детского спектакля Артем Находкин.
Поговорим о чувствах...
«Дети солнца», безусловно, долгожданная премьера для ценителей творчества Тимофея Кулябина. Нельзя сказать, что это привязка к юбилею Максима Горького, выпавшему на 2018 год. «Название было выбрано сразу после выпуска спектакля «Процесс» в 2016 году», – отмечает главный режиссер.
– Я давно хотел поставить эту пьесу. Русская психологическая драма начала XX века – то направление, которым я занимаюсь. Были «Три сестры» в «Красном факеле», «Иванов» – в Театре наций. Теперь «Дети солнца» как продолжение этой линии внутри моей режиссерской парадигмы. И каждый раз я пытаюсь сделать так, чтобы тексты, написанные более 100 лет назад, зазвучали свежо, повествуя о сегодняшних людях...
«Чувства – вот то, о чем мне важно поговорить со зрителями. Именно чувствами живет дом Протасова и его окружение. Я смотрю на эту пьесу как на историю взаимоотношений героев, которые очень ярко прорисованы в сюжете и, в общем-то, двигают его вперед».
Режиссер-постановщик Тимофей Кулябин
Некоторые сцены купированы, поскольку в центр внимания режиссер ставит взаимоотношения персонажей, практически полностью избавляясь от социальной линии. Меняется также место и время действия: Тимофей Кулябин подчеркивает, что имеет право высказываться только о современных, понятных ему реалиях и людях.
– Это не историческая реконструкция, не попытка сыграть 1905 год. Главное для меня – узнать, как текст сегодня заживет, что в нем станет актуальным, а что перестанет иметь значение. В пьесе много непонимания, много недосказанного или недопонятого. Тем не менее ощущение того, что приходит новое время, крайне важно и интересно...
Репетиционному периоду предшествовала плотная работа режиссера с драматургом проекта Ольгой Федяниной – неслучайно «Дети солнца» будут идти с подзаголовком «сценическая версия театра».
– Горький очень специфический драматург в своих взаимоотношениях со временем, – рассказывает Ольга Федянина. – Пьеса написана в 1905 году. Время действия – наши дни. Но «наши дни» Горького и «наши дни» наши – это две разные исторические эпохи, разные реальности. Мы понимали, что Горький, в отличие от других русских драматургов, никогда в жизни не написал бы пьесу, действие которой происходит сто с лишним лет назад. Его тексты – это то, что должно существовать в едином историческом времени со зрителем. Понятно, что происходит операция по переносу. Что и в какой мере должно сохраниться – в этом и заключалась моя работа. Ведь взять классика и притянуть ближе к себе – не страшно. Страшно – взять и оставить его за границей своего восприятия.
«Высоко» в облаках
Параллельно с «Детьми солнца» идут репетиции новой сказки: над спектаклем «Высоко» – о путешествии и поиске себя, работает режиссер Артем Находкин, являющийся также автором одноименной пьесы. «Мы долго думали, искали и наконец-то нашли прелюбопытнейшую сказку. История воздушного шарика чем-то напоминает мне сказку «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери», – признался Александр Кулябин.
– Репетиция – это самое прекрасное время, когда можно делать всё что угодно – веселиться, заблуждаться, ошибаться, придумывать... – восклицает Артем Находкин. – Это светлая сказка о воздушном шарике, который оторвался от своей палатки и улетел высоко-высоко. Постепенно он взрослеет и познает жизнь, на своем пути встречает разных персонажей – Ястреба, Лунау, Комету... И снова летит выше, выше! Наконец приходит к своей мечте и... Дальше рассказывать не буду (смеется) . Приходите на спектакль, и сами узнаете, что будет дальше!
Главного героя играет самый «кругленький» актер театра – Егор Овечкин, который в этом году не только влился в труппу «Красного факела», но даже успел жениться. Свадьбу играли в «КаФе» – было очень весело!
Тонкий юмор, оригинальные персонажи, простые, но такие важные вопросы – в этой сказке каждый зритель от 5 лет и до бесконечности найдет свою прелесть. Премьера на Большой сцене запланирована на 15 ноября.
Что произошло на «Вороньем хуторе»?
Перед Новым годом зрителей ждет еще один приятный сюрприз: 15 и 16 декабря на Большой сцене раскроются тайны дома Рейвенскрофтов. Пьеса Дона Нигро так и называется – «Рейвенскрофт», что дословно означает «Вороний хутор». Замкнутое пространство, пять ярких и в разной степени экзальтированных женщин и один инспектор, вынужденный расследовать не то убийство, не то несчастный случай.
Замечательная пьеса в жанре детектива от признанного мастера режиссуры! Денис Азаров впервые приедет в Новосибирск. До этого он сотрудничал со многими российскими театрами: Центром им. В. Мейерхольда, Московским драматическим театром им. М. Ермоловой, Гоголь-центром, Российским театром драмы им. Ф. Волкова. Является номинантом «Золотой Маски» как режиссер оперы А. Сергунина «Доктор Гааз» в «Геликон опере».
– Так что, – обещает Александр Кулябин, – в ходе спектакля зрителей ждет не один неожиданный поворот!
«Шут Балакирев» к Году театра
Следующий год в России объявлен годом Театра. И «Красный факел», начиная свой 99-й сезон, этот момент учитывает
– Вот пройдет год Театра, и сразу начнется год «Красного факела», – смеется Александр Кулябин. – К своему юбилею мы готовимся заранее, поэтому уже осенью начнем репетиции долгожданного масштабного спектакля по пьесе Григория Горина «Шут Балакирев». Работа предстоит колоссальная! В спектакле, где действующими лицами являются реальные исторические персонажи, будет занята практически вся труппа театра. Мы долго шли к этому спектаклю и все-таки пришли. Чему бесконечно рады.
Режиссер – Тимур Насиров. Художник-постановщик – главный художник театра Вахтангова, известный по спектаклю «Дом Бернарды Альбы» – Максим Обрезков. Разумеется, этот проект ориентирован на Большую сцену.
Большие гастроли
Большие гастроли начнутся для «Красного факела» уже в октябре. Сначала спектакль «Три сестры» ждут на Международном форуме театрального искусства «ТЕАРТ» в Минске, где 6 и 7 октября состоятся два показа. Затем постановка переедет в Таллинн – на «Золотую Маску в Эстонии». Показ пройдет 11 октября. После этого часть труппы с «Детьми солнца» переместится в Москву и вернется в Новосибирск уже 16 октября.
Практически сразу же, 22 и 23 октября, пройдут межрегиональные обменные гастроли: «Красный факел» отправится в Барнаул, где на сцене Молодежного театра Алтая дважды будут сыграны «Агенты праздников», а барнаульские коллеги, в свою очередь, покажут новосибирцам премьеры прошлого сезона «Бальзаминов. ЖенитьБЫ» по пьесам Островского и «Алексей Каренин» – по современной драме Василия Сигарева.
После Нового года «Трем сестрам» вновь предстоит отправиться в путь – их ждут в Женеве, Берлине, Цюрихе. Наконец, в конце сезона в ходе реализации Федерального проекта «Большие гастроли» ожидаются обменные гастроли с Астраханским драматическим театром и Ростовским-на-Дону академическим молодежным театром, которые в общей сложности продлятся с 25 мая по 8 июня.
Кроме того, как заверил Александр Кулябин, «Красный факел» продолжит практику показа своих спектаклей на других площадках города и области. Выезды будут проходить в течение всего сезона. Так, 9 октября в Бердске в ДК «Родина» будет сыграна комедия «Ночной таксист», а 18 ноября на сцене Дома ученых в Академгородке – спектакль «Только для женщин!».
– Оба – хиты, полюбившиеся зрителями, виденные ими не раз. Но по-прежнему эти спектакли – желанные гости, и лишних билетиков случается очень мало, – говорят в пресс-службе театра.
Лилия Вишневская. Фото автора