Подробности восприятия

Министр культуры НСО Василий Кузин о «классовой» борьбе, неслучайных случайностях и качестве жизни.

Министр культуры Новосибирской области, музыкальный критик, лектор, кандидат философских наук Василий КУЗИН о «классовой» борьбе, неслучайных случайностях и качестве жизни.


От музыки
до философии

— Василий Иванович, расскажите о ваших родителях. Как случилось, что вы выбрали музыку своей профессией, это из семьи?

— Мой папа, Иван Васильевич, родом из Тульской области, после окончания среднего профессионального училища поехал в город Черногорск Красноярского края по вербовке работать на шахту, где и трудился всю жизнь, его с нами уже нет. Мама, Любовь Факеевна, строитель по профессии, родилась в селе Поварёнкино Тюхтетского района Красноярского края, тогда в деревне все пели, и она поющая, с прекрасным слухом и голосом. Пианино у нас дома появилось по просьбе моей старшей сестры, а когда подошло моё время, чтобы не пропадать инструменту, я тоже пошёл учиться в музыкальную школу. Сказать, что я с детства хотел стать музыкантом, нельзя, хотя у меня это легко получалось, как и многое другое. Когда я был совсем маленьким, может быть, потому что жизнь была не очень богатой, я мечтал стать поваром, готовить вкусную и красивую пищу. А случайность по поводу выбора профессии произошла перед окончанием восьми классов: проводился областной детский конкурс пианистов, и с некоторой долей неожиданности я в нём победил. Видимо, это как-то сориентировало меня, и я поступил в Абаканское музыкальное училище.

— Когда ребёнок учится в музыкальной школе, приходится беречь пальцы. Хулиганского детства не было?

— Детство было самым обычным: мы играли в хоккей и футбол на нашей улице, собирали на шахтовых отвалах куски кабелей, доставали из них пластины свинца, плавили на кострах и отливали какие-то фигурки, играли в чечки из бутылочных пробок, увлекались изготовлением фанерных самолётов и запускали их, и было немало пробито крыш… А потом, когда у нас построили базу для горноспасательной военизированной части с прекрасным спортзалом, мы ходили туда играть в баскетбол, волейбол, занимались на гимнастических снарядах.

— Сложно было поступать, а потом и учиться в новосибирской консерватории?

— Был серьёзный конкурс — четыре человека на место, причём это всё выпускники музыкальных училищ. А дальше — каждодневный многочасовой труд. Консерватория  — это тот вуз, где за два дня перед сессией нагнать упущенное невозможно. Сейчас, по правилам безопасности, консерватория закрывается в десять часов, во времена нашей учёбы мы занимались до двенадцати, а особо трудолюбивые и ночью, потом пешком шли до общежития на Ипподромской, утром вставали в шесть, чтобы успеть ещё до занятий позаниматься. И всегда была очередь на инструмент. Куратор нашего курса, замечательный пианист и преподаватель Марк Аронович Шавинер говорил: «В консерватории нет классов, но есть классовая борьба — борьба за классы».

— Диссертацию вы защитили по философии. Как вышли на этот путь? Тогда ведь единственно верной считалась марксистско-ленинская теория?

— На самом деле это ещё одна случайность, могло бы быть и по-другому, если бы после окончания мне предложили работу на кафедре специального фортепиано. Но в то время только самые выдающиеся выпускники, и то при наличии вакансий, получали такую возможность. Мне предложили работу на кафедре марксизма-ленинизма. Это было время, когда активно развивалась такая форма, как студенческие предметные олимпиады, я в них участвовал — по философии, по эстетике. Таким образом привлёк в себе внимание.

Надо сказать, в консерватории была такая традиция: философию, эстетику, культурологию вели специалисты, которые имели базовое консерваторское образование. Скажем, Гелий Исаакович Гильбурд, профессор консерватории, альтист, много лет вёл философию, Борис Викторович Селиванов, музыковед, преподавал историю религий, этику, Евгений Георгиевич Гуренко, ректор консерватории, пианист и музыковед, вёл курс эстетики.

Кафедра, на которой я начал работать, вскоре была переименована в кафедру общественных наук. Поступил в заочную аспирантуру Новосибирского государственного университета и, уже обучаясь там, готовил диссертацию по философии. Руководителем у меня был Владимир Павлович Фофанов. А что касается марксистско-ленинского учения, это не помешало формированию моего мировоззрения и кругозора, но обеспечило качество образования. Когда мы подробно изучаем одно направление, мы учимся видеть гораздо больше тонкостей и деталей. Как, скажем, профессиональный слушатель воспринимает музыку — всё дело в подробностях восприятия.

— Вы и театральные постановки смотрите со знанием дела, с тем же внутренним разбором на «тонкости и детали»?

— Это не совсем разбор. Но если говорить об этом направлении моей деятельности, то работа в театральном институте — ещё один подарок судьбы. И я, конечно, многому учился, когда пришёл в институт, изучал теорию и историю театра, ходил на все студенческие спектакли, слушал мастеров. Вообще, надо сказать, театралы смотрят на музыкантов с пиететом, восхищаясь их профессиональной подготовкой и колоссальным трудолюбием. Музыканты же видят в артистах людей с замечательной фантазией и творческой силой, способных действовать в любых предлагаемых обстоятельствах. И спектакли разбирают, как музыкальное произведение: где должна быть кульминация, где акценты. Одна из моих статей так и называется «О разных способах восприятия искусства».

Предлагаемые обстоятельства

— Прошло два года с вашего назначения на должность министра культуры. Будучи человеком творческим, как вы ощущаете себя в этих новых «предлагаемых обстоятельствах»?

— Для меня, честно сказать, эта работа непростая. Хотя руководящий опыт у меня уже был. И раньше приходилось соединять творческую, преподавательскую и управленческую работу. Здесь многое регламентировано, связано с системой работы государственной власти и определёнными возможностями бюджета. И, конечно, придя сюда, я снова многому учился. В ведении министерства культуры находится несколько направлений: и профессиональное искусство, и самодеятельное народное творчество, и образовательные учреждения, и библиотеки, и музеи. Тут важно сохранять целостное представление. И если, скажем, филармонию у нас посещают один-два процента населения, а в библиотеки записано 32 процента жителей, развивать нужно и то, и другое.

— Как это делать, если учесть, что экономическая ситуация непростая, и бюджет сокращается?

— Должен сказать, что в Новосибирской области, в сравнении с другими регионами, в том числе соседними, ситуация с бюджетом достаточно благополучная. Мы сохраняем количество учреждений культуры, штат работников и уровень заработной платы. Зарплата работников культуры считается в процентном отношении от средней по региону, на 2014 год было заявлено 73,4 процента, у нас этот показатель 75 процентов. Этот абсолютный уровень сохраняется в 2015 году и останется на 2016 год. С учётом всех учреждений в среднем это 20 500 рублей, в областных государственных учреждениях культуры эта цифра выше — 25 000 рублей, в муниципальных — 16 700 рублей. Статистика лукавит, конечно, потому что включает в число работников культуры всех, кто работает в этой сфере: и библиотекаря, и техничку, и народного артиста. И зарплату они получают разную. Я не говорю, что это здорово, но мы хотя бы сохраняем прежний уровень. Пытаемся также финансировать первоочередные ремонты, содержание помещений, делать всё необходимое, чтобы учреждения культуры функционировали.

Задача усложняется тем, что, в соответствии с федеральным законом 131-ФЗ, полномочия учреждений культуры отнесены к деятельности местных властей, поэтому районные учреждения финансируются из районных бюджетов, а поселенческие — из бюджетов поселений. Где-то главы хорошо понимают важность культуры, где-то хуже. Я, когда бываю в области, обязательно встречаюсь с главами районов и поселений, чтобы узнать, какие существуют проблемы, вопросы. Осматриваю по возможности все учреждения культуры. И обязательно прошу устроить концерт в музыкальной школе или школе искусств. Потому что в таких учреждениях обычно сосредоточены высококвалифицированные кадры, и по уровню концерта я могу судить о профессиональном уровне преподавания. Недавно побывал в Венгерово. На концерте в музыкальной школе выступал большой ансамбль народных инструментов, где играют учащиеся, преподаватели и взрослые музыканты. И это сложившийся коллектив, который готовит программы на праздники и устраивает концерты для жителей. Такие вещи всегда радуют.

«Полтава» наизусть

— Оглядываясь назад, что вызывает удовлетворение, а что, может быть, удалось не совсем?

— Для меня с самого начала было важно, и я это провозглашал не то чтобы целью, но в качестве пожелания: искусство, культура реальны тогда, когда они пронизывают всё общество, охватывают всех людей. Конечно, здорово создавать очаги высокопрофессионального искусства, элитарного, но также необходимо, чтобы искусство присутствовало в жизни каждого человека. И здесь особое значение приобретает вертикальное движение к высшим достижениям, каким является, скажем, Транссибирский арт-фестиваль, концентрирующий лучшие образцы мировой музыкальной культуры, или Международный юношеский конкурс имени Чайковского, который мы будем проводить в декабре. Важно сочетать стремление вверх с горизонтальным движением, когда искусство становится реальной жизнью большинства. Мы видим это на примере самодеятельных коллективов, которые вовлекают в свою орбиту большое число людей в сельской местности. Или на примере фестиваля реконструкторов «Сибирский огонь», в последние два года он собирает 20—25 тысяч зрителей. В этом году после двухлетнего перерыва возродили фестиваль «Сибирская книга», за три дня его участниками и гостями стали 6,5 тысячи человек.

— В Год литературы вы выступили с инициативой каждый день учить наизусть тексты великих. А сами что сейчас заучиваете?

— Этим летом начал учить пушкинскую «Полтаву» и вот сейчас заканчиваю. Сегодня шёл на работу и повторял. Для этого ведь действительно много времени не нужно. Так что призываю всех присоединиться к нашему проекту «Читаем наизусть» и каждый день 15—20 минут посвящать заучиванию текстов поэтов и писателей. Я уверен: если человек начнёт это делать, он очень скоро увидит, какое богатство мира, глубину ощущений даёт хороший текст, как меняется само качество жизни.

Марина ШАБАНОВА
Фото Валерия ПАНОВА

 


Василий Иванович Кузин родился 17 августа 1962 года в городе Черногорске Красноярского края.

В 1986 году с отличием окончил Новосибирскую государственную консерваторию имени Глинки (НГК), фортепианный факультет.

В 1998 году защитил кандидатскую диссертацию по философии.

Преподавал в Новосибирской консерватории, был проректором НГК по работе музыкального колледжа.

С 2007 года проректор, а потом ректор Новосибирского государственного театрального института (НГТИ).

С сентября 2013 года — министр культуры Новосибирской области.

 

Автор:  Марина Шабанова
 
По теме
Обвиняемый уже был ранее судим и вышел на свободу 7 марта по УДО Фото: freepik.com Жителя Коченевского района Новосибирской области заключили под стражу за ложные сообщения о минировании отдела полиции.
МВД задержало четырех аферистов, вымогавших деньги у красноярских бизнесменов Фото: НДН.Инфо Полицейские в Красноярском крае задержали четырех аферистов, которые занимались вымогательством у бизнесменов,
Новосибирские полицейские ищут мужчину, оплатившего покупки чужой картой Полина ШЕВЧЕНКО Новосибирские полицейские ищут мужчину, оплатившего покупки чужой картой.
Отцу ребенка сибирячка говорила, что занимается эскортом. Фото: freepik.com В Дзержинском районе Новосибирска сибирячка погасила почти миллионный долг по алиментов ради будущего водительского удостоверения.
В Новосибирской области отчима отправят в больницу за истязание девочки утюгом Никита МАНЬКО Психиатрическая экспертиза помогла отчиму избежать уголовной ответственности.
В Алтайском крае предупредили о подъеме уровня воды в реках - 4S-Info.Ru Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю По данным Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 27 по 30 марта ожидается вскрытие реки Алей в районе села Старо-Алейского,
4S-Info.Ru
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей