Победили дамы иностранного происхождения

Премия «Театральный домовой» предварила сезон, в котором будут и «антиТарантино», и «Снегурочка», и свой Чехов

«Старый дом» завершил репертуарный год вручением премии «Театральный домовой». Корпоративная награда, рожденная в недрах литературной части новосибирского драматического четыре сезона назад, нашла героев 26 июня. По традиции имена лауреатов и названия спектаклей-победителей были озвучены в рамках финального капустника. Лучшие актерские работы определил художественный совет театра, а самую яркую премьеру выбрали поклонники и зрители. Триумфаторами оказались дамы иностранного происхождения — «Мамаша Кураж» и «Дульсинея Тобосская».
      Первопроходцем театрального самопремирования в местном контексте стал «Красный факел», дирекция которого с незапамятных времен закрывает сезоны вручением безымянной корпоративной награды. В 2012 году свой вариант поднятия духа труппы придумал «Старый дом»: премия получила название, символику и концепцию. Затем идею публичных каникулярных бонусов переняли ГДТ под руководством Сергея Афанасьева, музыкальная комедия и «Первый театр». Не омраченный интригами и поражениями, приятный во всех отношениях гамбургский счет с воодушевлением принимается и поклонниками, и устроителями. Однако в нынешнем сезоне вручение корпоративных наград для новосибирских театров превратилось не только в популярную предотпускную забаву, но и в производственную необходимость: единственная профессиональная театральная премия Новосибирска — «Парадиз» — была закрыта как исчерпавшая по формату самое себя, а новой на свет так и не появилось. Инициативы по реинкарнации награды за полтора сезона тишины не проявили ни прежний учредитель, новосибирское отделение СТД РФ, похоже, уставшее от нападок на свое детище и безуспешных попыток обрести спонсорскую поддержку, ни областное Министерство культуры, в нынешней формации праведными идеями вообще не фонтанирующее, ни меценаты, которых в наших краях «храм Мельпомены» интересует меньше всего. Для города, претендующего на статус региональной культурной столицы, — факт постыдный. А с учетом мощного идеологического давления на главную театральную премию страны и техничных попыток превратить «Золотую маску» в «Дымы отечества» — еще и печальный. Можно бесконечно долго вспоминать недостатки «Парадиза» и ковыряться в обидах, но, как глаголет старая истина, критика не мила, да без нее жизнь гнила. И театры справедливо изыскивают свои способы анализа, мотивации и стимулирования.
      Премия «Театральный домовой» была учреждена художественным советом НГДТ «Старый дом» на исходе 2012 года для поощрения лучших творческих работ в премьерных спектаклях уходящего сезона и профессиональных достижений сотрудников театра. Номинантами на соискание «Театрального домового» выступают все без исключения артисты труппы, исполнившие главные, второстепенные и эпизодические роли в новых постановках. В сезоне 2014-2015 годов за право обладания корпоративной наградой боролись создатели dance-марафона «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» (режиссер — Галина Пьянова), утопии «Элементарные частицы» (режиссер — Семен Александровский), «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» (режиссер — Сергей Чехов), романтической истории «Дульсинея Тобосская» (режиссер — Александр Кузин), трагикомедии «Мамаша Кураж и ее дети» (режиссер — Туфан Имамутдинов) и русской народной игры «Летов» (постановочная группа — Галина Пьянова и Антон Болкунов).
      Шесть столь не похожих друг на друга, но в большинстве своем ярких и удачных премьер ввергли художественный совет театра «Старый дом» в напряженную дискуссию. Коллегиальным решением победителем в номинации «Лучшая мужская роль» признан актер Андрей Сенько, воплотивший образы верного оруженосца Санчо Пансо («Дульсинея Тобосская») и коварного распорядителя Рокки («Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»). «Лучшая мужская роль второго плана» присуждена Тимофею Мамлину за триумвират ролей (Фельдфебель, Солдат, Вояка в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети»). «Театрального домового» в номинации «Лучшая женская роль» удостоилась народная артистка России Халида Иванова, блистательно исполнившая заглавную партию в майской интерпретации Бертольда Брехта. А «Лучшая женская роль второго плана» ушла в копилку Ольги Кандазис, наделившей «Мамашу Кураж» эксцентричной полковой наядой Иветтой.
      ГЛАВНАЯ интрига вертелась вокруг «Лучшего спектакля сезона». По версии художественного совета, лидером стал спектакль «Мамаша Кураж и ее дети». Зрители, приняв участие в он-лайн голосовании на официальном сайте театра, отдали предпочтение «Дульсинее Тобосской». Таким образом, в извечном споре тихой классики и бурного эксперимента проигравших не оказалось.
      Специальные премии «Театрального домового» распределились между авторской группой «Летова» и ретрансляторами режиссерской мысли в спектакле «Элементарные частицы». Художники Антон Болкунов, Сергей Мельцер и режиссер Галина Пьянова получили за свою работу «Новацию», а артисты «Старого дома» Сергей Дроздов. Анатолий Григорьев, Тимофей Мамлин, Яна Балутина и Олеся Кузьбар признаны «Лучшим ансамблем».
      Распределением «Театральных домовых» хорошие новости не ограничились. Под занавес 81-го сезона театр «Старый дом» выиграл грант Фонда Михаила Прохорова в рамках программы «Новый театр», направленной на поддержку актуальных творческих проектов в сезоне 2015-2016. Реализацией замысла займется главный режиссер новосибирского драматического. К зиме Галина Пьянова осуществит постановку пьесы Александра Островского «Снегурочка». Что любопытно, знаменитая весенняя сказка с мифологическим подбоем пополнит не детский, а взрослый репертуар театра.
      Стартовой премьерой репертуарного года заявлен спектакль пермского режиссера Сергея Федотова. 1 октября открывший Новосибирску семь лет назад драматургию Мартина Макдонаха постановщик предложит публике повторное погружение в мир ирландского гения. Главный макдоноховед страны представит очередную в своей карьере версию пьесы «Сиротливый Запад». Главные герои этой мрачной комедии — два брата, связанные не только взаимными обидами, ненавистью и страстью шантажировать друг друга, но и общей тайной смерти отца. Необратимо разрушенные отношения людей, связанных кровью, спасти не под силу даже священнику, который в итоге переживает самое страшное, что может выпасть на долю человека с духовным саном, — сомнение в собственной вере. Удивительно то, что в сознании Мартина Макдонаха ужас этой истории можно сыграть и пережить в острокомедийной форме, что, на самом деле, только усилит эффект от идей, которые транслирует загадочный ирландец.
      «У Макдонаха очень мощная энергетика в текстах, он придумывает истории, которые жизненны, парадоксальны и узнаваемы. Он сочиняет объемных героев, прочитав пьесу, сразу легко их представляешь, — рассказывает Сергей Федотов. — Полагаю, его миры — это такая смесь Достоевского, Кафки и черного юмора. Из-за этого черного юмора и постоянного обращения к теме смерти, убийства, насилия его часто критики сравнивают с Тарантино, Макдонаха даже называют «Тарантино от театра». Я же думаю, что они антиподы, что эти два творца совершенно противоположны не в методе, который схож и всех вводит в заблуждение, а в основополагающих принципах. У Тарантино будут последователи, а Макдонах так и останется один, его понимание мира нельзя повторить, оно не шаблонно. Его миры глубокие, человечные, каждая его пьеса — это модель мироздания. Он сочинил особую среду в своих пьесах, персонажи открывают нам глаза на вещи, которые происходят постоянно, но которые мы не замечаем. Макдонаха нельзя ставить однозначно, как однозначную комедию, фарс или триллер, его миры не терпят одного метода. Потому что Макдонах глубок и парадоксален, с черным и одновременно человечным юмором, — так смеется сама жизнь, когда всматривается в смерть».
      Первая встреча постановочной группы спектакля с артистами театра уже произошла. В конце июня Сергей Федотов побывал в Новосибирске, распределил роли и провел читки пьесы. Основные репетиции «Сиротливого Запада» начнутся в конце лета. Тогда же будет озвучен весь репертуарный план на 81-й сезон, включающий как минимум четыре проекта. К Макдонаху и Островскому прибавятся еще как минимум две постановки. Над выбором названий работают главный режиссер театра «Старый дом» и основатель лаборатории «Асфальт» Сергей Чехов.
     

 
По теме
Яркий, многогранный мир литературы наполнен интереснейшими животными и магическими существами.
«Храните, люди, старину» В культурно-досуговом центре поселка Приобский в центре национальных традиций состоялась интерактивная программа «В гостях у самовара» по Пушкинской карте.
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
В Алтайском крае предупредили о подъеме уровня воды в реках - 4S-Info.Ru Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю По данным Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 27 по 30 марта ожидается вскрытие реки Алей в районе села Старо-Алейского,
4S-Info.Ru
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей