Пешеходов ждет ТРАНЗИТ

Темой пятого театрального фестиваля Ново-Сибирский транзит стал пешеход

Новейшие театральные постановки со всей страны увидят новосибирцы в мае! Пятый театральный межрегиональный фестиваль «Ново-Сибирский транзит», представляющий самые яркие региональные спектакли двух последних сезонов, пройдет в столице Сибири с 22 по 30 мая. Жюри выбрало для участия в конкурсе 18 лучших постановок из 105 заявок, присланных сибирскими, уральскими и дальневосточными театрами.

Фестиваль-праздник

Вначале экспертный совет отсмотрел на видео абсолютно все заявки на участие в фестивале, а затем отправился в путешествия, чтобы увидеть спектакли на родных сценах: в Хабаровске, Лесосибирске, Якутске, Тюмени... По традиции, самой активной участницей оказалась Сибирь – 69 заявок. Но Урал и Дальний Восток тоже порадовали своим желанием участвовать в фестивале: в общей сложности из этих регионов поступило 36 заявок.

В этот раз театры представили достаточно сложные работы, в которых большое внимание уделяется истории России. Среди выбранных для конкурса постановок – современные прочтения произведений Островского, Гоголя и Булгакова, спектакли по текстам Льва Рубинштейна и Дмитрия Пригова. На форум приедут как старые знакомые, например, красноярский ТЮЗ и драмтеатр из Омска, так и новички – театр «Поиск» из Лесосибирска и ТЮЗ из Якутии. В программе фестиваля запланированы творческие встречи, мастер-классы, капустники...


«Искупление». Омский театр драмы

«Ново-Сибирский транзит – это всегда фестиваль-праздник. Своеобразное творческое объединение. Это и круглые столы, мастер-классы, семинары. Это и внутренняя жизнь фестиваля, и капустники. И, конечно, награждение – призы, премии. Но главное для нас – радостное настроение участников и зрителей на протяжении всех фестивальных дней!», – отметил на пресс-конференции, посвященной Фестивалю, директор театра «Красный факел» Александр Кулябин.

«Театр нужно любить по-настоящему!»

Министр культуры НСО Игорь Решетников раскрыл секрет, как появилось название «Ново-Сибирский транзит».

– Я люблю этот фестиваль. Судьба меня связала с ним очень давно: в 2001 году мы с Александром Прокопьевичем Кулябиным участвовали в создании тогда еще «Сибирского транзита». Томск, Красноярск, Улан-Удэ, Барнаул... Однажды едем в электричке из Барнаула. Он и говорит: «Сколько можно «колесо» катать?! Нужно, чтобы у фестиваля был хозяин и свой город. Всё, возвращаемся в Новосибирск – будет «Ново-Сибирский транзит».


«Папин след». Северный драмтеатр «Тара».

Это было правильное решение. Мы по-настоящему являемся столицей Сибири. И теперь у новосибирцев есть уникальная возможность посмотреть такие разные спектакли таких разных городов – Кемерово, Красноярска, Омска... Афиша огромная!

«Театр нужно любить по-настоящему», – добавил Игорь Решетников.

«Огромную роль играют собственные приоритеты»

Как формировалась афиша фестиваля, рассказал председатель экспертного совета, театральный критик, основатель Всероссийского фестиваля «Реальный театр» Олег Лоевский.

– У нас было невероятное количество заявок – 105. Территория огромная: Урал, Сибирь, Дальний Восток. Большая работа проделана, очень много поездок, перелетов. Как складывается афиша? Важнейшую роль играют собственные приоритеты: кто-то видел спектакль вживую, кто-то – в записи. Тем не менее, ТОП-18 сформирован. В целом афиша интересная – много работ молодых режиссеров. Сегодня молодая режиссура – реальная тенденция. Были смутные времена, когда режиссеры, которые выпускались в Москве и Петербурге с 1999 по 2001 год, массово уходили из профессии – в бизнес, политику. Мы недавно посчитали, сколько выпускников тех лет пришло сегодня в театры режиссерами. Насчитали всего 8 человек. Это яма! Следующее поколение – Дмитрия Егорова, 35-40 лет, – наш основной ресурс. И это радует.

«В последние годы кардинально изменилась ситуация во взаимоотношениях молодых режиссеров с провинцией. В силу лабораторий, какие проводят, например, Театр наций, молодежь едет в отдаленные уголки России – чтобы сделать эскиз, подружиться с театром, чтобы там работать. Это им интересно! Дело не в деньгах и не в расстоянии. А в том, что это интересно. И мы должны эту афишу улавливать...»

Председатель экспертного совета фестиваля «Ново-Сибирский транзит» Олег Лоевский

Советские мифы и норвежская сказка

Театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Владимир Спешков сделал обзор фестивальных спектаклей, представленных театрами Красноярского края.

– Красноярский драмтеатр имени Пушкина привозит спектакль режиссера, который тесно связан с фестивалем. На первом «Ново-Сибирском» транзите Дмитрий Егоров получил награду за спектакль «Экспонаты» Омского театра драмы, его спектакли присутствуют на каждом Транзите. Митя – уникальный режиссер. Я не знаю другого режиссера его поколения, который бы так интересовался феноменом советского мифа, советским прошлым. С чем из этого надо прощаться, что из этого живо. С чем надо прощаться смеясь, а с чем – прощаться плача. Об этом его спектакль по произведениям концептуалиста Дмитрия Пригова «Я. Другой. Такой. Страны». Интересный по форме, спектакль-концерт в духе советских парадных концертов. Но при этом в нем много игры, стеба, зрелища, в котором задействована практически вся большая, хорошая красноярская труппа...


«Я. Другой.Такой. Страны». Красноярский драмтеатр

Также критик отметил работу Красноярского ТЮЗа по пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

– Обратите внимание на три фигуры: режиссер и автор сценической редакции Роман Феодори, его постоянный художник Данила Ахмедов, что означает спектакль яркой и чрезвычайно острой формы, и новый, очень сегодняшний, перевод Жени Беркович – человека, который находится в конфликте со взрослым миром и взрослым театром. Это есть и в характере самого героя. Пер Гюнта играют два актера: молодого – Александр Яковлев, а взрослого – Андрей Пашнин. Это актер, которого обязательно надо увидеть на сцене!

И два спектакля из Красноярского края.

– Непременно посмотрите «Мертвые души», театра из Лесосибирска. Там всего 9 актеров в штате, но коллектив очень живой, творческий, участвующий во множестве фестивалей. Там такой репертуар, что смотришь и думаешь: европейская столица. «Мертвые души» – спектакль всего на трех актеров, которые играют всех персонажей – очень находчиво, изобретательно. На недавнем Пушкинском фестивале в Пскове он очень хорошо был принят публикой.

Наконец, спектакль Норильского Заполярного театра драмы им. Маяковского «Жди меня». Отчасти это вербатим: театр сделал большую работу, собрал документы, воспоминания по истории Норильска и Норильлага. Это дань прошлому своего города. Но это не только озвученные документы, но и хороший театральный текст.

«Новосибирские спектакли востребованы на фестивале»

Театральный критик, доцент кафедры истории театра Новосибирского театрального института Оксана Ефременко подчеркнула, что в Транзите традиционно востребованы новосибирские спектакли.

– Театр «Глобус» представляет спектакль «Пианисты». Режиссер Борис Павлович участвовал в одном из Транзитов со спектаклем «Анна Каренина», получив главную премию за малую форму. Вот он снова вернулся в наш город, работает со сложной формой постдраматического театра. Аскетичный спектакль дает интересный сентиментальный эффект.


«Иллюзия». Театр «Красный факел»

Спектакль «Я здесь» по текстам Льва Рубинштейна – работа Максима Диденко. Режиссер работает с историческим мифом, памятью, пост-памятью в жанре физического театра: исторический сюжет у него переплетается с поэзией. Это большая мультимедийная работа.

Философская комедия по пьесе Пьера Корнеля «Иллюзия» театра «Красный факел» – режиссер Филипп Григорьян. Классицистский текст в спектакле звучит современно с точки зрения визуальной культуры. Безусловно, это будет интересно фестивальной публике.

К Новосибирску имеет отношение и спектакль «Лондон» Новокузнецкого драмтеатра. Сергей Чехов работает на стыке драматического и постдраматического театра. Сюжет любопытный: что происходит с постсоветским сознанием, когда оно оказывается за границей понятной и комфортной реальности. 

«Для общества важна тема искупления и покаяния»

Театральный критик, доцент кафедры русского театра РГИСИ, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп отметила, что интерес режиссеров и театров к истории нашей страны сегодня очевиден. Причем в разных жанрах и формах.

– Это может быть работа с мифом или с документом, но это всегда разговор о нашем прошлом, часто прошлом тяжелом, о тех его страницах, которые хочется забыть. Но забывать не стоит – к этим событиям нужно возвращаться. Тема искупления и некоего покаяния важна для оздоровления нашего общества. Молодые режиссеры это чувствуют, осознают и пытаются работать с этим.

В то же время, по словам критика, эти спектакли – трудная работа для зрителя, потому что они антиразвлекательные.


«Последние дни». Минусинский драмтеатр

Театр вне театра

Арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка», театральный обозреватель Анна Банасюкевич поделилась впечатлениями о спектаклях, которые непременно удивят зрителя и содержанием, и формой.

– «Дознание» по пьесе П. Вайса – документальная пьеса, представляющая собой компиляцию протоколов франкфуртского процесса над функционерами нацистской Германии, над начальниками Освенцима. Вообще тема о лагерях чрезвычайно сложна для театра – она позволяет пережить непосредственный опыт. Хабаровский спектакль играется в гараже. Между нами и текстами нет никакой дистанции, зритель не пассивный наблюдатель – он проживает опыт соприкосновения с историей, общими травмами нашего прошлого и настоящего.

«В поисках автора» – современная адаптация известной пьесы Пиранделло режиссера Юлии Поспеловой. Интересный симбиоз современных технологий с театром как таковым. Постановка идет в двух плоскостях: в режиме реального времени – как обычный спектакль, и через 3D-очки – как в кино. 360 градусов – вы можете выбирать ракурс, фокус вашего внимания. И уже вы не просто наблюдатель, а отчасти творец спектакля. Это новое эффективное использование технологий для обновления театрального языка.

Многонациональная Сибирь

Как рассказала театральный критик, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Тихоновец, жюри старается, чтобы в афише был национальный спектакль, потому что Сибирь – земля многонациональная.

– Отбор работ всегда проходит сложно, поскольку нужна история, которую знают, которая будет интересна и понятна всем. В этот раз национальный театр будет представлен двумя спектаклями. Первый – от Бурятского академического театра драмы по мотивам «Прощания с Матерой» В. Распутина. Молодой режиссер Сойжин Жамбалова создала вербатим: буряты, живущие на берегах Байкала, рассказывают о том, что их волнует – историю переселения. Спектакль вошел в лонг-лист «Золотой Маски». И спектакль «Гроза» А. Островского. ТЮЗ Республики Саха и режиссер Динислам Тутаев представляют не национально русский взгляд на «Грозу», а необычный, свежий, современный, странный. Это даже в чем-то экзотическое зрелище...

…Итак, чтобы понять фестиваль и тот процесс, который происходит в театрах России, нужно посмотреть не один спектакль, а хотя бы три-пять... «Урал, Сибирь и Дальний Восток – это свет нашей страны в настоящее время. Всех приглашаю на фестиваль «Ново-Сибирский транзит», – сказал в заключение директор театра «Красный факел» Александр Кулябин.

Лилия Вишневская. Фото автора  

Ещё новости о событии:

Лучшие спектакли от Урала до Дальнего Востока съедутся в Новосибирск — объявлена афиша «Ново-Сибирского транзита».
16:03 07.03.2018 Газета Ведомости - Новосибирск
Темой пятого театрального фестиваля Ново-Сибирский транзит стал пешеход Новейшие театральные постановки со всей страны увидят новосибирцы в мае!
10:33 07.03.2018 Газета Бумеранг - Новосибирск
 
По теме
Поиски сегодняшнего Гамлета стартовали на сцене «Старого дома» Клетка как место действия, обилие пластических этюдов и реалистичных драк, пространственные рэп-баттлы и оригинальная компьютерная графика,
К юбилею Советского района и Дню театра Дом культуры «Приморский» подготовился по-своему: 31 марта состоялось мероприятие под названием «Театральная ночь», организованное в рамках проекта «Культурные ночи на ОбьГЭСе».
Молодежный театр «Чердак» под руководством Юлии Сорокиной 2 марта в актовом зале СГУВТ представил на суд зрителей свой новый спектакль «Нити судьбы» по трем повестям О. Генри.
В связи с гибелью 64 человек при пожаре в «Зимней вишне» в Новосибирске проверяют торговые центры; также в городе проходят акции в поддержку пострадавших, отменяются мероприятия и объявляются бойкоты.
В День работника культуры, 25 марта, юбилей отметит Народный молодежный музыкальный театр "В Главных Ролях" Бердской детской музыкальной школы им.
19 марта, в камерном зале филармонии прошел юбилейный вечер, посвященный 30-летию со дня основания Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева.