Роман Самгин: Давайте назовем это спектаклем о жизни

Один из самых востребованных комедийных режиссеров Москвы ставит в новосибирском «Глобусе» комедию Островского

В НОВОСИБИРСКОМ молодежном вторая премьера сезона. 10 и 11 октября на большой сцене театра «Глобус» состоятся дебютные показы спектакля «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского. Постановщиком спектакля выступит популярный столичный режиссер Роман Самгин — один изталантливых представителей режиссерского поколения 40-летних и последовательный адепт комедийного репертуара высокого уровня.
      — Роман Савельевич, «Лес» — ваша вторая постановка на новосибирских подмостках. Почему вам захотелось вернуться в «Глобус»?
      — Потому что в этом театре у меня была удачная работа — комедия «Скупой» по пьесе Мольера. Я сдружился с артистами и приятно провел здесь время в радостном совместном сочинении спектакля, в каком-то творческом поиске.
      — Спектаклем «Лес» вы возвратились не только в «Глобус», но и к пьесе Островского, которую выбираете для постановки опять-таки во второй раз. Это перенос удачной столичной работы, или же осталось нечто недоговоренное?
      — Этот материал я захотел сделать с артистами «Глобуса» еще два года назад — после «Скупого». Распределение ролей пришло сразу. Я подумал, что Лаврентий Сорокин может играть Несчастливцева, Илья Паньков — Счастливцева, Людмила Трошина — Гурмыжскую. Но начал работу над «Лесом» я не в Новосибирске, а в Москве, в антрепризе. Спектакль у нас получился хороший, удачный. Он с успехом идет второй сезон. Но у меня осталось впечатление, что я не до конца разобрался в материале, получил не все удовольствие, которое мог бы получить от этой пьесы. Поэтому решил поработать над «Лесом» теперь уже в репертуарном театре и посочинять на тему Островского еще раз. «Лес» — прекрасен и еще не ясен для меня. Это одно из лучших произведений мирового театрального репертуара. Он занимает меня, интересует, волнует. В отличие от «Скупого», к примеру, или «Пигмалиона», которые я для себя раскрыл и больше никогда нигде не возьмусь сочинять.
      — Раскрывая историю «Леса» в вашей карьере, вы четко отделили антрепризу от репертуарного театра. В каком формате вам как режиссеру комфортнее существовать?
      — Прелести есть и там, и там. В антрепризе ты, конечно, можешь пригласить нужного тебе артиста и потом, пока идет спектакль, получать за это хорошие деньги. Минус один — ты вынужден ставить очень быстро. Ты приглашаешь медийные лица, которые очень заняты и не могут в удовольствие исследовать текст. Поэтому все антрепризные спектакли в нашей стране носят чуть-чуть незавершенный характер. В репертуарном театре свои достоинства и недостатки. Приехать в «Глобус», как вы понимаете, меня заставила отнюдь не финансовая необходимость. Мне понравилась здешняя прелесть драматического театра, артисты и тот факт, что они могут тратить много времени на репетиции.
      — Неужели в провинции сохранилось бережное отношение к профессии?
      — Здесь иное отношение к профессии, потому что артистам особо негде подработать. В Москве все заняты, все как угорелые носятся от подработки к подработке. Там артистам не до театра. Даже в самом занюханном репертуарном театре Москвы режиссер вынужден ждать людей. Ждать, пока они снимаются в сериалах, рекламе, телепроектах. Там артистам как-то не до театра. И деньги от нетеатральной работы настолько перекрывают театральные зарплаты, что просто смешно предлагать им серьезно и долго репетировать спектакль. Поэтому если хочешь поработать на стационаре, то лучше уехать куда-нибудь подальше от Москвы. Денег ты на репертуарном театре ни в столице, ни в провинции не заработаешь, но зато в хорошем региональном театре типа «Глобуса» сможешь получить удовольствие от постановки.
      — Что касается театрального удовольствия. Вы известны как режиссер комедийно-развлекательного жанра, и очень часто в прессе можно прочитать буквально — «сложные темы не берет». Между тем вы ставите не только откровенно коммерческие пьесы, но и классические комедии с вполне серьезным комплексом тем и проблем. Не обидно?
      — Не обидно. Это ярлыки. Что поделаешь, если их принято навешивать. Но справедливости ради стоит отметить, я действительно больше люблю веселые вещи. Конечно, в театре мы должны говорить со зрителем серьезно, но делать это нужно веселым языком. При этом я никогда не ставлю перед собой такой конкретной задачи сделать спектакль комедийно-развлекательного жанра. Я просто работаю над материалом так, как понимаю его, как вижу жизнь.
      — Что определяет для вас выбор того или иного материала?
      — Что текст касается меня и моей жизни, что в меня попадает нужная эмоция. Если попадает и касается, то я начинаю разбираться, как это произошло, почему и для чего? А когда разберусь, начинаю давать энергию на работу — делюсь своими переживаниями и видением с артистами и всей творческой командой, пытаюсь создать интересное игровое пространство. Именно с этого момента начинается приятное совместное сочинение, на которое всех очень трудно организовать. Это самое сложное в моей профессии, но без радостной совместной деятельности не получится ничего хорошего.
      — Совместное сочинение, сотворчество предполагает определенную актерскую свободу, демократию. Вы мягкий или строгий режиссер?
      — Режиссер становится тираном только тогда, когда наступает выпускной период. Когда на носу премьера и нужно соединить воедино множество вещей — сценографию, костюмы, монтировку, артистов. В этот момент на сцене должно царить единоначалие, а режиссер — быть жестким и волевым. Когда же до выпуска еще далеко, нужно просто держать ситуацию в своих руках и чувствовать грань между свободой и вседозволенностью. Если тебе повезет, все получится. Если ни опыт, ни умение, ни дарование, ни везение не скажутся, то спектакль выйдет не очень.
      — Говорят, у вас поразительное чутье на запросы и потребности зрительного зала. Какой театр нравится сегодняшнему зрителю?
      — Никакого расчета у меня нет. Я просто делаю на сцене то, что действительно нравится мне самому. И это вызывает отклик у зрителя. Мне нравится, когда на сцене весело, когда разыгрываются ситуации, которые по-человечески меня трогают. Сегодняшнему зрителю нравится живой театр. Театр, где он может смеяться, плакать и узнавать в героях самого себя. Театр, где ему не бывает скучно. Театр, где в хорошем смысле обманывают его ожидания. Театр, в котором с ним разговаривают на адекватном, внятном языке. Театр, где к публике обращаются нормальные люди, которые тоже думают о жизни и могут рассказать о ней что-нибудь интересное. А формы, в которых все это выражается, могут быть самыми разными — авангардными, крайними, классическими. Какими угодно.
      — Возвращаясь к «Лесу» Островского. В своем первом спектакле по этой пьесе вы прибегли к сильному сокращению текста, но тщательно следили за сохранением языка, индивидуальных речевых оборотов. Какая участь постигнет глобусовский «Лес»?
      — У Островского прекрасный язык, в котором зашифровано много юмора, эмоций, жизни. Что-то (например, архаизмы и полное несоответствие сегодняшней жизни) мы адаптируем, сокращаем, убираем. Что-то меняем, чтобы получился понятный и интересный продукт. Но сам язык, на котором сейчас никто не говорит, для нас большая радость, дополнительный комедийный момент, момент дистанции, момент игры. Недаром у многих режиссеров с пьесами Александра Николаевича связаны первые режиссерские успехи. У моего учителя Марка Анатольевича Захарова первой серьезной удачей стала постановка «Доходного места». У меня это был спектакль «Бешеные деньги», после которого я понял, что могу заниматься данной профессией.
      — У «Леса» волнообразная популярность. То возникают редкие единичные постановки, то «Лес» начинают ставить в каждом втором театре. Сейчас эта пьесу захватила очередная волна популярности. Чем это, на ваш взгляд, вызвано, и как влияют на вас чужие интерпретации «Леса»?
      — Это такое загадочное дело! «Лес» Островского действительно время от времени все начинают активно ставить, но с чем это связано, я не знаю. Вот такой он, Александр Николаевич, кормилец русской сцены. Главный русский драматург. Что касается других постановок, то мне они абсолютно не мешают. Когда ты понял, что пьеса тебе дорога, когда почувствовал в тексте что-то свое, когда ты ясно понимаешь, зачем ты ставишь это произведение, то помешать тебе не может никто. И еще: верите или нет, но я не видел ни одной интерпретации «Леса». Даже известный телеспектакль Малого театра. Даже нашумевшей постановки Кирилла Серебренникова.
      — Удивительно! Тогда скажите, какова главная тема вашего «Леса»? О чем ваш спектакль?
      — Сложно сказать. В пьесе есть тема театра, тема актерства, тема профессии, тема старения — все это меня волнует. Но главная тема — она такая личная, что я не могу вот так про нее рассказать. Давайте назовем это спектаклем о жизни.
      — Принято. Тогда еще несколько слов о жизни. Вы не только практикующий режиссер, но и педагог. Что отличает и объединяет ваших учеников?
      — Они все очень разные. Научить режиссерскому делу невозможно, можно постараться привить некие профессиональные навыки. Это какое-то совместное времяпрепровождение, обмен какой-то информацией, энергией, коллективное сочинение, взаимообогащающее исследование. Просто преподаватель чуть более, а студент чуть менее опытен. Гарантий и правил нет никаких. Но я всем пытаюсь внедрить в сознание то, чему учил нас в свое время Марк Захаров, — что режиссер должен думать о зрителе, а спектакль должен держать внимание публики.
     

Ещё новости о событии:

Московский режиссер Роман Самгин поставил на сцене «Глобуса» спектакль «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского.
18:43 12.10.2012 Сибкрай.ru - Новосибирск
Фото Валерия ПАНОВА Эта пьеса была написана Островским в 1870 году, но «вечная молодость» неотступно следует за ней.
23:19 11.10.2012 Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области - Новосибирск
my caption - Новая Сибирь
Один из самых востребованных комедийных режиссеров Москвы ставит в новосибирском «Глобусе» комедию Островского В НОВОСИБИРСКОМ молодежном вторая премьера сезона.
00:51 07.10.2012 Новая Сибирь - Новосибирск
 
По теме
Яркий, многогранный мир литературы наполнен интереснейшими животными и магическими существами.
«Храните, люди, старину» В культурно-досуговом центре поселка Приобский в центре национальных традиций состоялась интерактивная программа «В гостях у самовара» по Пушкинской карте.
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
Прогноз возможных чрезвычайных ситуаций на территории НСО на 29 марта - Город Искитим При составлении прогноза использована информация ФГБУ «Западно-Сибирское УГМС», Верхне-Обского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, Алтае-Саянский филиал ГС СО РАН,
Город Искитим
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости