Искусство и прогресс

10 августа в концертном зале Театра оперы и балета состоялся Медиафорум «Сигнал к лучшему», посвящённый введению цифрового телевещания в Новосибирске и 55-летию Новосибирской Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании. С её основания в нашем городе появилось телевидение - первый пробный эфир состоялся 7 августа 1957 года.

Организаторами форума «Сигнал к лучшему» были Полномочный представитель Президента в СФО – В.А. Толоконский, губернатор - В.А. Юрченко и Правительства Новосибирской области, мэр Новосибирска – В.Ф. Городецкий, Законодательное собрание Новосибирской области и совет депутатов Новосибирска. В мероприятии принимали участие около 300 человек: сотрудники ВГТРК, РТРС, МАСС, органы власти, представители компаний и предприятий, журналисты. «Сигнал к лучшему» - форум о проблемах и возможностях цифрового телевещания в Новосибирске. Ведь именно 10 августа, во время первого заседания форума был торжественно включен цифровой передатчик, и большая часть новосибирцев перешла на новый телевизионный формат. О том, что такое цифровое телевидение и в чём его преимущество, рассказал В.И. Кальченко, директор филиала РТРС «Сибирский региональный центр»: «Цифровое телевидение - это система передачи. Аналоговый сигнал - непреобразованный, он более подвержен помехам, и зрителю с эфира приходит сигнал с какими-то недостатками. А «цифра» - это преобразование сигнала, который лучше защищён от помех. Он более чистый, цвета более насыщенные, более качественный. После перехода на «цифру» появляется возможность передать больше каналов. Для Новосибирской области это особенно важно, потому что там люди сейчас смотрят только 2-3 канала, а после перехода уже в первом мультиплексе (то есть в первой очереди каналов, которые перейдут на цифровое вещание) будут смотреть 10 каналов. Для городских жителей улучшится «картинка», а для сельского населения ещё и увеличится количество каналов». Не менее важной частью медиафорума были мастер-классы. О работе оператора и современных средствах съемки рассказал оператор, клипмейкер и режиссер Андрей Василенко. Эдуард Петров, ведущий тележурналист, автор программы «Честный детектив» объяснил, что должен уметь автор, чтобы добраться до сути. Производители оборудования «Panasonic» провели мастер-класс о новых репортажных камерах для регионального телевидения. А мы, журналисты газеты «Бумеранг» отправились на встречу с ведущим режиссером кинодокументалистом, лауреатом Государственной премии РФ Юрием Андреевичем Шиллером.

Встреча с Юрием Шиллером проходила в открытой форме беседы – «вопрос-ответ». Например, на вопрос о том, какими качествами должен обладать режиссёр, Юрий Андреевич ответил просто - «интерес к окружающему миру». Режиссёра, как художника или поэта, отличает наблюдательность, умение видеть то, что не каждый замечает, находить необычное в обыденном. Каждый режиссёр снимает своё кино. Даже если тема одна и та же – подход может быть разным. Зависит от того, с какой стороны посмотреть. К примеру, Россию один режиссёр показывает нищей, пьянствующей, разрушающейся страной, а другой рассказывает о её богатой природе, культурном наследии, уникальных интересных людях. Ведь все мы знаем, что Россию «аршином общим не измерить», и, наверное, было бы неправильно показывать только одну сторону её жизни. Юрий Шиллер говорит о документальном кино: «Я сейчас вижу, что много режиссёров документального кино, чтобы попасть на зарубежный фестиваль и хорошо подзаработать, поняли, что если делать картину, в которой Россия плохая, бедная, нищая, то обязательно на международном фестивале эта картина пойдёт. Если показывать нормальную Россию, фильм может вообще не попасть на зарубежный фестиваль. Я много был на фестивалях, и всё это видел своими глазами, и слышал, что говорят. Они не верят, когда показываешь, какая есть деревня на самом деле. Что далеко ходить, даже не за рубежом – вот я делал игровую картину 2 года назад, её показали на Международном Московском Кинофестивале. Она была единственной российской картиной. После просмотра была большая пресс-конференция – пришло около 200 журналистов. И вот одна журналистка встала и сказала: «Вот вы показываете деревню, но это всё неправда. Надо же показывать правду о России! Ведь в вашей деревне, во-первых, нормальные дома - такого не может быть, мы же видели деревню. Потом, у вас нет ни одного пьяного и никто не ругается матом». Честное слово, так было сказано. Я даже опешил, не знал что ответить, а потом спросил: «А вы видели фильм «Чапаев»?», она отвечает: «Конечно! Это же классика». Я говорю: «Так в этой классике никто же не матерится. Там же мужики с шашками несутся!» А сейчас просто валом идёт мат по телевизору. И каждый старается сделать как можно больше матов. Но это всё лопнет, это не может продолжаться бесконечно. И искусство всё равно останется искусством». Для Юрия Шиллера документальное кино - это искусство, которое всегда строится на чём-то положительном. Даже если в фильме показываются острые моменты нашей жизни, они должны быть не жестокими и холодными, а пропитанными сердечной болью автора. Не зря главным для себя в кино Юрий Шиллер считает «находить человеческое в человеке». Снимать кино - значит не только включить камеру и смонтировать получившееся видео, а иметь свою позицию, отношение к тому, о чём делаешь фильм. Как сказал Юрий Андреевич: «Кино – это ваша душа». Человек, который умеет передать на экран картину, которую он сам увидел, во всём её многообразии и противоречивости, обладает талантом режиссёра. А если он готов бережно сохранять в своих фильмах живые истории, не придумывая новых «скандальных» подробностей, то такому человеку можно смело идти в режиссёры документального кино. Шиллер упомянул, что при создании фильма нужно усложнять себе задачу: убирать весь закадровый, дикторский текст, музыку, оставлять только изображение – игру актёров – и естественный живой звук. По мнению режиссёра-документалиста, так делают редко, но если последовать этому совету, фильм может получиться интереснее.

Юрий Андреевич живёт в Новосибирске. Он любит Сибирь и не хочет переезжать ни в Москву, несмотря на многократные приглашения во ВГИК, ни за рубеж. Его документальное кино - об особенностях русского характера, о жизни простых людей, рабочих, деревнях, о детях. Но почему же мы не видим фильмов Юрия Шиллера на экранах? Сам режиссер объясняет это так: «Частные каналы все держатся на деньгах, на рекламе. Поэтому, допустим, ставить 15-ти минутную хорошую картину, которая получила на фестивале 1-ое место просто не выгодно: её же рекламой не разобьёшь, а место в эфире занимает». И тем не менее государство даёт немалые деньги на то, чтобы создавать документальное кино. Ведущие режиссёры России делают по 400 документальных картин в год, но на экраны выходят от силы 2-3. Юрий Шиллер: «Я вам скажу, как это происходит технически. Я посылаю заявку в министерство культуры, где специально всё это обрабатывается. И если тема фильма устраивает – дают деньги на производство картины. Спасибо стране, она это сделала! И вот, я снял фильм, поехал в Москву, сдал его в министерство культуры. Они приняли эту картину, увезли её в государственный архив и положили под ключи. И всё. А зритель не смотрит эти фильмы. Даже здесь в Новосибирске. Так получилось, что мою первую игровую картину, которая сделана в Новосибирске, которая была на международном фестивале - мы получили призы в Англии, недавно в Египте, здесь ни один кинотеатр не показал. Но нельзя винить владельцев кинотеатров. Я вот недавно разговаривал с одним, очень хороший интересный человек. Он говорит: «Юра, я не буду твою картину показывать - она идёт 2 часа. За эти 2 часа я поставлю какую-нибудь американскую картину, которая мне совершенно дёшево далась, и зал будет полон. А на твоём же кино будет 15-20 человек». А почему только 15-20 человек? Потому что рекламы не было. Надо сделать рекламу. А что такое реклама? Надо на огромных домах везде повесить плакаты - это очень дорого». Юрий Андреевич видит такой выход из этой ситуации: нужно добиться того, чтобы государство взяло на себя хотя бы 15 % кинопроката. Есть другой вариант – не требовать, а создавать. Даже без показа по телевидению и в кинотеатрах можно было бы нести документалистику «в массы». Например, Юрий Шиллер предложил создавать клубы, как в Москве, где люди за деньги готовы смотреть и обсуждать ту или иную картину; фестивали, как в Перми, хотя бы у нас в городе: «Такой огромный город, 1,5 миллиона, Новосибирск, почему мы не можем создать такой клуб? Надо привлекать людей, привлекать 10-классников, ещё кого-то. Почему там это всё есть, а у нас нет? Я режиссёр, я не могу заниматься этими вещами. Я не умею это делать. Но я верю, что есть такие люди, которые умеют это делать, сообразив, что, как».

Подводя итог встречи, вернулись к самому поводу мастер-класса – подключению цифрового телевещания. Чтобы снять хорошую документальную картину, конечно, важно иметь качественную технику. Мы вернулись к самому поводу мастер-класса – подключению цифрового телевещания. Казалось бы, новые технологии – в помощь современным режиссёрам. Однако Юрий Андреевич с этим не согласен: «Я сейчас снимаю картину цифровую и чувствую, что стал делать хуже, чем раньше. В изображении, и в звуке тоже. Раньше у меня пульт огромный был, на нём были микшеры, с помощью которых можно было тонко отрегулировать звуки. Это была целая увертюра. И изображение сейчас хуже, чем было на киноплёнке. На киноплёнке было живое изображение. На Кодаке мы снимали. Мне объяснили: «Ты понимаешь, что цифра будет вытягивать всё. То, что тёмное, ей не нравится. Она всё сделает, как конфетка». А мне, допустим, надо, чтобы половина лица была в тени, а половина светлая. И раньше оператор очень долго со светом всё это выстраивал, все эти вещи. Только тогда мы начинали снимать, а камера была тупая, она фиксировала точно то, что сделал оператор. А цифра – не такая, она говорит: «Давайте-ка, я всё построю по-своему. Чтобы всё было светло, всё хорошо». Во всяком случае, на сегодняшний день богатые кинорежиссёры во всём мире снимают на плёнку, на Кодак. Все они тоже кричат: «Да, цифра!» и так далее, но снимают на Кодаке».

Получается, проверенная годами техника по сути выигрывает у той же современной цифровой камеры. Конечно, у всех наших современных устройств много преимуществ: есть у нас телевидение, есть кинотеатры, 3D, 4D, 5D, учёные продолжают изобретать всё новые приборы, предлагают кабельное телевидение. Теперь ещё и цифровое. Да, отличное качество, сотни каналов. Но существует обратная сторона медали. Встаёт вопрос, зачем такие усовершенствования и нововведения, если пока на некоторых каналах показываются жестокие, глупые, злые «детские» сериалы, передачи и ток-шоу о личной жизни звёзд, модные программы про то, как потратить на себя больше денег, найти на экране любовь. Стоит ли игра свеч? Дело, наверное, не столько в качестве и том, яркая ли «картинка», объёмное изображение, чёткая фигура, а в смысловом содержании кино: что этим фильмом, сериалом, передачей их авторы хотят сказать зрителю. Если же не думать о том, какую информацию получает зритель – то зачем тратить время и деньги на техническое улучшение чего-то бессмысленного и разрушающего? Хочется верить, что наступит такой момент, когда внутреннее будет важнее внешнего, и мы увидим на экранах светлое, жизнеутверждающее, настоящее кино.

Арина Лукаш

Дарья Петрова

 
По теме
Яркий, многогранный мир литературы наполнен интереснейшими животными и магическими существами.
«Храните, люди, старину» В культурно-досуговом центре поселка Приобский в центре национальных традиций состоялась интерактивная программа «В гостях у самовара» по Пушкинской карте.
1 и 2 апреля 2024 года в Новосибирском областном колледже культуры и искусств состоится межрегиональный конкурс исполнителей на балалайке и домре «Золотые струны Сибири».
В Алтайском крае предупредили о подъеме уровня воды в реках - 4S-Info.Ru Фото: ГУ МЧС по Алтайскому краю По данным Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в период с 27 по 30 марта ожидается вскрытие реки Алей в районе села Старо-Алейского,
4S-Info.Ru
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей