И дальше случилась любовь

Константин РАЙКИН о том, почему он не любит традиционное искусство, чем современный студент отличается от неандертальца и как выживают российские театры в эпоху постмодернизма.

Встреча с художественным руководителем театра «Сатирикон» прошла в рамках ХII Международного Рождественского фестиваля искусств — на площадке «Глобуса». Константин Аркадьевич долго собирался с духом, а потом интеллигентно предупредил: «Если будете задавать вопросы, связанные с моим “казнокрадством”, я взорвусь, и будет плохо и вам, и мне». Напомним, в начале этого года Константин Райкин заявил на седьмом съезде СТД, что все больше далёких от творчества людей диктуют миру искусства свои правила, цензура вернулась на круги своя, а церковь начала вмешиваться в театральные дела. После заявления Райкина театр «Сатирикон» накрыла волна прокурорских проверок, которые выявили массу финансовых нарушений.

 

«Алчный бизнесмен и казнокрад»

 

— Я вижу, что в зале много журналистов, поэтому сразу хочу предвосхитить ряд вопросов. Понимаете, ситуация вокруг театра сейчас очень болезненная, а я же заводной — вы меня спросите, я заведусь, а потом лопну. Проткнуть меня сейчас очень просто, вокруг много несправедливости, лжи и злонамерённой клеветы, поэтому я сам и сразу скажу то, о чём вы меня будете спрашивать. Никакого бизнеса у меня нет, и все эти тонны лжи из серии «Райкин гребёт деньги под себя» — мыльный пузырь. У меня два источника дохода — театр и концертная деятельность, этим я занимаюсь всю свою жизнь и ничего другого делать не умею. Недавно поздравлял Володю Машкова, подписал ему открытку — «Алчный бизнесмен и казнокрад Райкин». Нет, ну а как вести себя в этом случае? Они на роль «казнокрада» выбрали совсем не того человека. Мои близкие люди знают, что я щедрый. И я знаю. Мне не жаль денег на благие дела. Я театром живу всю жизнь, мне только он и нужен.

О любви к «Глобусу»

 

— Я профессионал и могу с первого взгляда определить — хороший театр или нет. По каким-то неуловимым признакам, по запаху, по атмосфере — так библиофил может определить интересность и важность книги по одной обложке. Хорошие и плохие театры имеют свои специфические запахи. И я когда вдохнул запах «Глобуса», то очень удивился: он пах как настоящий, хороший театр. А всё дело в том, что мы прилетели в Новосибирск очень раздражёнными, был долгий путь, мы практически ночевали в московском аэропорту, а актёры народ экзальтированный, поэтому когда мы приземлились и ещё черт знает сколько времени сидели в каком-то автобусе, то рефлексия наша не имела границ. И, конечно, любви с первого взгляда с «Глобусом» не должно было случиться. Когда в наш автобус, который был, как дезодорантом, пропитан эмоциями, вошла Мария Ревякина (директор театра в 90-е годы. — Прим. ред.), я подумал: ну всё, держись, сейчас всё скажу. А она каким-то удивительным образом сгладила все углы, разрядила обстановку, и вот тогда я познакомился с командой этих сибирских амазонок, которые руководили театром и довели его до совершенствования швейцарских часов. А самое главное — сцена «Глобуса» очень похожа на сатириконовскую, единственная в России! Мы же нестандартные, бывший кинотеатр со своими нюансами, и у нас всё не так, как нужно. А приехали к вам и поняли, что ваша сцена — это то, что нужно «Сатирикону». И дальше случилась любовь. И я даже потом звал на директорствование в свой театр Марию Евсеевну, но в Москве за ней соискатели стояли в очередь, и она выбрала не меня. Надеюсь, что она жалеет (смеётся).

О вреде житейской температуры

 

— Знаете ли вы, что в театры ходит катастрофически мало зрителей? Есть мировая статистика: в любой театр любого города, будь это сто раз культурная столица, ходит всего 9 процентов жителей этого города! И это вместе с теми, кто пришёл в первый раз и сказал: нееет, это не моя чашка чая. Больше 90 процентов жителей любого города в мире вообще не ходят в театры! А это базовый вид культуры, понимаете? К сожалению, людей, которые нуждаются в духовной подпитке, с каждым годом всё меньше. Поэтому не нужно удивляться тому, что зашкаливают рейтинги у каких-то низкопробных и мещанских ТВ-программ, а у тонких, интересных проектов, как на канале «Культура», рейтинги нулевые. Людей грубых, не задумывающихся о жизни и судьбе, или, как называл их Достоевский, «деятелей», их гораздо больше. Но я верю и знаю, что случаются ситуации, когда вот такие «деятели» открываются творчески. Есть такое утверждение, что «творчество не может изменить мир», вот я с этим совсем не согласен. Творчество меняет человека, я на примере своего театра говорю. Существует в природе «духовная баня», которая на какие-то часы смывает с человека весь его наносной социальный шлак, и имя ей — театр. На два-три часа, когда идёт серьёзный спектакль, люди чрезвычайно меняются. Это поразительные, божественные метаморфозы. Приходит публика, вся разношёрстная, неоднородная — я за ними всегда в щёлку наблюдаю. Вот сидят они, пересмеиваются, и мы за кулисами ворчим: «Опять спектаклю не повезло, публика какая-то несобранная». А в честь чего она должна быть собранная-то? Но начинается спектакль, и если он правильно сделан, то — раз, и они единое целое. В них Бог проснулся. Понимаете, мы ссоримся и тявкаемся друг с другом только на уровне «житейской температуры» — 36, 6, это не художественная температура. И когда мы живём только на уровне такой температуры, в нас куча распрей и несогласия. Как только мы возвышаемся над собой, в нас просыпается Бог. Да, в ком-то Бог после «духовной бани» вновь уснёт, но зарубка на сердце останется. Михаил Чехов говорил: есть «Я — житейский», а есть «Я — Творец». Любой человек может подняться над собой с помощью искусства.

О традиционном искусстве

 

— В последнее время ОНИ (ну мы понимаем, о ком речь!) говорят с придыханием: нужно возвращаться к традиционному искусству, потому что в нём заложены все эти духовные скрепы и патриотизм. И глаза округляют: нельзя предавать традиционное искусство, вы все предаёте традиционное искусство! И не понятно, какой смысл они вкладывают в это понятие? Что такое традиционное искусство в их понимании? Застывшие, скучные формы? Этот «фасадный» патриотизм, от которого нормального думающего человека уже с души воротит? Так это не имеет отношения к искусству и к нашим традициям. И люди не принимают эту подмену, начинают протестовать, отсюда и возникают все эти конфликты и непонимания.

Ещё с деревьев не спустились

 

— Я люблю своих студентов, они яркие, живые, они идут на сцену, потому что по-другому не могут. Но, бог мой, какой у них убогий уровень образования… Школьный багаж стремится к нулю: не читают, пишут с ошибками. Они, понимаете, ещё с деревьев-то не слезли. Все эмоции невразумительными звуками передают: ну, вот, да, не могу, хочу, сцена… А некоторые на вопрос «почему хотите стать артистом?» отвечают: хочу сниматься в сериалах, зарабатывать большие деньги и быть знаменитым. Я сразу говорю: спасибо, что раскрылись сразу, до свидания. Ко мне очень трудно на курс поступить, у меня не три тура, как во всех театральных вузах, а пять. А ещё собеседования бесконечные, разговоры по душам, я боюсь ошибиться. Могу прослыть злодеем, но и в театре у меня «лишние» люди не задерживаются, сразу расстаюсь, если вижу, что это не мой актёр. Знаете, сколько знаменитых сегодня артистов начинали в «Сатириконе»? Удивитесь, если я вам назову эти фамилии. Но не буду, у людей всё хорошо, они востребованы, и у меня всё замечательно.

О бедном театре замолвите слово

 

— Судьба российского театра сегодня трагична. Я много езжу с концертами по России, обязательно посещаю на гастролях местные театры. Где-то люди пытаются жить, искать новые формы, где-то, наоборот, уходят на дно и существуют в каком-то сне. Трудно с репертуарной политикой, трудно с кадрами, все в столицы стремятся уехать. Но в Новосибирске с театральным искусством всё замечательно. Помню, когда посмотрел спектакль Тимофея Кулябина «Три сестры», пришёл в настоящий восторг. Он же вдохнул в этот затасканный, захватанный чеховский текст такую свежесть, такую правду жизни! Меня потом спрашивали: вот зачем он «перевёл» спектакль на язык жестов, что он этим хотел сказать? Да он освободил Чехова от всех этих бесконечных клише! Вот таким должен быть российский театр, я считаю.

 

Наталия ДМИТРИЕВА |  Фото Валерий ПАНОВА

25 26
 
По теме
Счастье происходит сейчас - Газета Ведомости Ведущая актриса театра «Красный факел» Ирина КРИВОНОС о языке тела, уважении чужого мнения и Венсане Касселе в третьем ряду.
26.12.2017
 
На встрече в «Глобусе» Константин Райкин затронул болезненную тему с финансами своего театра - НГС.Новости На встрече в «Глобусе» Константин Райкин затронул болезненную тему с финансами своего театра Днём 9 декабря в новосибирском театре «Глобус» прошла творческая встреча известного артиста Константина Райкина,
09.12.2017
Братья по разуму и его отсутствию - Новая Сибирь Тридцать тысяч рублей и отзывчивые родственники помогли новосибирскому актеру выпустить короткометражный фильм В ТЕАТРАЛЬНОМ «КаФе», что расположилось под пятой академического «Красного факела»,
13.11.2018
 
Что не изменится в планах Вадима Репина - Новая Сибирь Транссибирский фестиваль вернет на сцену «Тангейзера», покажет миланских кукол и представит мировые премьеры СОЗДАТЕЛЬ и бессменный художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля — Вадим Репин — представил
13.11.2018
Автомобиль въехал в продуктовые киоски и застрял там - НГС.Новости Автомобиль въехал в продуктовые киоски и застрял там Ночью 12 ноября в Новосибирске автомобиль «Лэнд Ровер» снёс остановку и киоски возле универмага «Калининский».
12.11.2018 НГС.Новости
В Новосибирске возбуждено уголовное дело в отношении жителя города в посягательстве на жизнь сотрудника Росгвардии - Следственный комитет Железнодорожным межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области  возбуждено уголовное дело в отношении в отношении 42-летнего мужчины в совер
12.11.2018 Следственный комитет
Братья по разуму и его отсутствию - Новая Сибирь Тридцать тысяч рублей и отзывчивые родственники помогли новосибирскому актеру выпустить короткометражный фильм В ТЕАТРАЛЬНОМ «КаФе», что расположилось под пятой академического «Красного факела»,
13.11.2018 Новая Сибирь
Что не изменится в планах Вадима Репина - Новая Сибирь Транссибирский фестиваль вернет на сцену «Тангейзера», покажет миланских кукол и представит мировые премьеры СОЗДАТЕЛЬ и бессменный художественный руководитель Транссибирского арт-фестиваля — Вадим Репин — представил
13.11.2018 Новая Сибирь
Музей Новосибирска приглашает на экскурсии по старинной части города. Пешеходная экскурсия по ГПНТБ и окрестностям пройдёт 10 и 17 ноября в Новосибирске, сообщает пресс-служба Музея Новосибирска.
07.11.2018 Газета Эпиграф
Александр Микульчик — новый тренер по физической подготовке ХК "Сибирь" - НГС.Новости Александр Микульчик — новый тренер по физической подготовке ХК "Сибирь" Хоккейный клуб «Сибирь» расторг соглашение с Эдуардом Рабе, который был тренером по физической подготовке команды с июня прошлого года .
13.11.2018 НГС.Новости
Открыть оригинальное изображение - Департамент физкультуры и спорта Традиционный семинар-совещание руководителей физической культуры и спорта муниципальных районов и городских округов Новосибирской области состоялся 8 и 9 ноября в конференц-зале биатлонного комплекса.
12.11.2018 Департамент физкультуры и спорта
Профессиональный конкурс «Лучший руководитель учреждения культуры клубного типа Новосибирской области» уже много лет проводит Новосибирский государственный областной Дом народного творчества.
11.11.2018 Газета Навигатор
В соревновании приняли участие футбольные команды из школ № № 76, 155, 189 и 206. Командам-победителям депутат вручил кубки и памятные подарки - Новая Сибирь Традиционные соревнования на кубок депутата горсовета Евгения Яковенко впервые прошли не на улице,
13.11.2018 Новая Сибирь
Прежде Андрей Даниленко работал заместителем руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления - НГС.Новости Прежде Андрей Даниленко работал заместителем руководителя Верхне-Обского бассейнового водного управления В Новосибирской области назначен новый глава министерства природных ресурсов и экологии.
12.11.2018 НГС.Новости
После столкновения с грузовиком автобус съехал в кювет - НГС.Новости После столкновения с грузовиком автобус съехал в кювет В Новосибирской области междугородный автобус попал в ДТП, съехал с трассы и опрокинулся в кювет: в аварии пострадали 6 человек.
12.11.2018 НГС.Новости
Ремонтные работы на теплотрассе велись всю ночь Утром 13 ноября в МЧС сообщили, что в Ленинском районе Новосибирска полностью восстановлена подача тепла и горячей воды после коммунальной аварии на улице Котовского.
13.11.2018 НГС.Новости
Концентрация таллия оказалась ниже ПДК Новосибирский «Горводоканал» закончил проверку качества питьевой воды — результаты исследований подтвердили, что концентрация таллия в воде не превышена.
13.11.2018 НГС.Новости
На месте аварии работают 15 человек и 10 единиц техники На месте коммунальной аварии на улице Котовского в Ленинском районе Новосибирска работают сотрудники СГК — коммунальщики перекрыли и перекопали двор,
12.11.2018 НГС.Новости