Без звёздной пыли

Анатолий УЗДЕНСКИЙ о современном театре, «капризах» художественного руководителя «Современника» Галины Волчек и особой «звёздности» «прапорщика Шматко» — актёра Алексея Маклакова.

Наш земляк актёр Анатолий Узденский 14 лет назад «обнулил жизнь»: бросил театр «Старый дом» и армию поклонников и уехал покорять столицы. Сначала играл в питерском «Театре на Литейном», затем — в московском «Современнике». С Анатолием Ефимовичем мы встретились на фестивале «Книжная Сибирь», где он презентовал свою автобиографическую книгу «Мальчик, который смеялся в цирке».

 


— Помню, как ваши новосибирские поклонники возликовали в 2005 году, когда вы сыграли Апостола в «Ментовских войнах»: мол, наш всё-таки пробился! По сути, вы успели вскочить в «уходящий вагон», ведь столицу отправились покорять в очень зрелом возрасте.


— Вот сразу ты о возрасте, у мужчины не бывает возраста, запомни. Шучу, конечно. Да, мне повезло, не каждый актёр в мои годы может строить карьеру заново, а тем более начать сниматься в сериалах, там же главное — элемент везения и твоя фактура. Зацепила фактура директора по кастингу — будешь сниматься, даже несмотря на то, что ты обычные «штаны» и таланта у тебя на копейку. Вот как у меня было. Я приехал в Питер, снял квартиру, начал вводиться в какие-то спектакли в «Театре на Литейном», зарплата мизерная, подработки ноль, я в городе один. Тут приглашают на эпизод в сериал — согласился. А потом, после спектакля, кастинг-директор одной частной студии подходит ко мне и говорит: «Толя, будем пробовать вас на роль в “Тамбовской волчице”, приходите». Пришёл. А она мне: «Идите костюм примеряйте!» Я ей: «Помилуйте, меня ещё режиссёр в глаза не видел!» А оказалось, что режиссёр тут и не при чём — за подбор актёров только кастинг-директор отвечает: как скажет, того режиссёр и снимать будет. Поэтому самое главное — засветиться, а потом дело техники, твою фактуру будут покупать и дальше. Вот меня после этих крошечных эпизодов и пригласили на роль Апостола. Сначала это был опять же эпизод, а потом авторы под меня начали этот персонаж дальше прописывать. Сериал, кстати, приличный. Тогда сценарии писали не «хипстеры», которые жизни-то и не нюхали, а люди с жизненным опытом. Вот, к примеру, сценарий «Ментовских войн» писал начальник убойного отдела Санкт-Петербурга Максим Езупов. Так же, как и первые «Улицы разбитых фонарей» писал настоящий мент Кивинов.


— Вот, Анатолий Ефимович, объясните мне парадокс один. Листаешь иногда какую-нибудь газету, а там фоторепортаж из жизни звезды «Универа» — роскошные интерьеры и всё-такое. Это что, такие гонорары за сериал платят?


— Ну это зависит от того, кто снимает сериал, какая у тебя роль, сколько съёмочных дней. Если эта «звездулина» снимается в ситкоме, спродюсированным каким-нибудь модным каналом, то там и деньги другие. Хотя, я думаю, что все эти фоторепортажи — пыль в глаза, сейчас же время такое, все любят пускать друг другу пыль в глаза. Желательно, чтобы она ещё была и звёздная. Сейчас редко, кто такие деньги за сериал набирает. Ну, может быть, Олег Меньшиков такие деньги просит, при этом речь идёт не о Меньшикове как о таланте, а о Меньшикове-бренде. Говорят, что он за съёмки в «Золотом телёнке» миллион долларов попросил — может себе позволить. У него другие расценки.


— То есть от таланта ничего не зависит?


— Помилуй, какой талант может быть у всех этих одинаковых девочек и мальчиков, которые кочуют из сериала в сериал? Я не говорю о профессиональных актёрах, которые играют в театрах и иногда снимаются в сериалах. Это — талантливые люди, которые понимают, что на зарплату в театре не проживёшь. Я про другое, про молодое «пушечное мясо» сериалов — их же на самом деле очень жалко. У них есть фактура, которая востребована, — это бизнес, к искусству отношения он не имеет. Они не играют в театрах, потому что у них есть навыки, которые они получили в театральных институтах, но нет таланта. Потом, когда их фактура уходит в тираж, их карьера затухает. Нет, в сериалах талант не нужен. И это грустно, потому что профессию артиста сериалы обесценили. Я сам в них снимаюсь, поэтому понимаю, что говорю. Но молодые сериальные актёры получают хорошо — до 10—15 тысяч рублей за съёмочный день. Квартиру скромную купить можно.


— Слышала, что Чухрай вас сниматься к себе приглашал.


— Было такое. Меня ассистент к нему позвал на пробы — опять-таки фактура подошла моя. Я сценарий прочитал, загорелся! У Чухрая же сняться, как счастливый билет получить! И он, когда меня увидел, обрадовался, сказал, что прямое попадание в роль. И тема-то у фильма была пронзительная, и финансы серьёзные — всё, думаю, на «Оскар» пойдём. Не пошли, потому что фильм не получился.


— В Москве сейчас много наших. И Алексей Маклаков, и Слава Росс, и Лида Байрашевская, и Людмила Трошина — впору «новосибирский квартал» организовывать. Общаетесь, поддерживаете друг друга?


— Встречаемся где-нибудь в аэропортах, на бегу, на лету — «О, Толя, привет! Сколько лет, сколько зим!». А так — нет, не общаемся. За творчеством своих земляков я слежу, Слава Росс — большой молодец, прекрасные фильмы снимает: «Тупой жирный заяц», «Сибирь мон амур» — талантливейший режиссёр, горжусь, что он из Новосибирска. У меня, кстати, на съёмках «Тупого жирного зайца» любопытнейшая встреча с Алексеем Маклаковым была. Он же у Славы в главной роли там снимался и уже в статусе звезды сериала «Солдаты» был — прапорщика Шматко народ обожал. С Лёшей у нас всегда были тёплые отношения, встретимся где-нибудь, он сразу обниматься кидается: «Толяша, привет! Как дела? Угости сигареткой!». А тут, смотрю, идёт. Я к нему: «Лёша, привет!» Он так посмотрел на меня серьёзно, как звезда Голливуда, головой в ответ кивнул: «Здравствуй, Толя». И пошёл на глазах у всей съёмочной группы гордо. Потом, когда уже никто не видел, подбежал: «Привет, Толяш! Сигареткой угости!» Его сейчас никто не снимает, потому что связываться с ним не хотят. У него райдер заоблачный, ему на время съёмок охрана нужна: иначе, говорит, поклонницы разорвут. Да и он настолько в роль Шматко вошёл, что его никто другим персонажем и не видит. Это очень грустно, когда к актёру намертво приклеивается какая-нибудь одна маска.


— Как со своей звёздностью боретесь?


— Она у меня если и была, то канула в небытие. Ну какая звёздность, когда тебя пробуют на роль, говорят, мол, всё хорошо, снимать будем, ты ждёшь утверждения, а тебе вдруг заявляют: «Нет, не будем вас снимать. У героя сын из армии возвращается, и он с одноклассницей сына роман закручивает. Возраст у вас не тот». А ты говоришь — звёздность.


— В новосибирских театрах началось время тотальных экспериментов — с формами, с подачей, с акцентами. Постмодернизм дошёл и до Сибири. Боюсь подумать, что происходит в Москве…


— А что происходит? То, что и во всех театрах, — время режиссёров наступило. Сплошное режиссёрское самовыражение — каждый считает своим долгом так поставить пьесу, как никто до него не ставил. Если раньше публика шла в театр на конкретного актёра — получить удовольствие от его игры, — то теперь идёт на режиссёра. И современному режиссёру, собственно, «наплевать» на актёра — он всего лишь пешка в его гениальной игре. Я приведу пример, о котором сейчас везде говорю. После каждой премьеры режиссёр Ефремов выходил к публике и слушал, что люди говорят. И вот он слышит: «Артисты играют превосходно. Но одна беда — нет режиссуры!» И Ефремов счастлив: «Это же заповедь Станиславского! Режиссёр, умри в актёре!» А сейчас всё наоборот.


— У худрука «Современника» Галины Борисовны Волчек, говорят, командирский характер. Женщина со стержнем: как сказала — так и будет. И у вас, Анатолий Ефимович, насколько я помню из своей «помрежской» молодости, характер тоже кремень — с режиссёрами постоянно на площадке спорили. Уживаетесь ли?


— О, были, были у нас столкновения. Ввёлся в «Три сестры», партнёрши звезднее звёздного — Ольга Дроздова, Чулпан Хаматова, Алёна Бабенко, я — Чебутыкин. И в нашей общей сцене я вдруг начинаю солировать и вывожу публику на аплодисменты. Как так? Девочки озадачены, всегда они срывали, а тут какой-то Узденский из Новосибирска. Есть там одна девушка, которая любит всё Галине Борисовне докладывать. Доложила ей: мол, так и так, актёр Узденский тянет одеяло на себя. Волчек меня вызывает: «Как так? По какому праву? Ваша роль не подразумевает такого накала. Спектакль уже выстроен, прекратите самодеятельность». И тут я не выдержал: «Позвольте, вы видели меня на сцене в роли Чебутыкина-то? Сначала посмотрите, а потому уже замечания делайте по существу». Волчек в позу встала: не буду смотреть. Я тоже в позу: не выйду из вашего кабинета, пока не пообещаете, что посмотрите меня в спектакле. Через час переговоров Волчек сдалась. На следующий спектакль пришла меня смотреть, а потом говорит: «Оставьте его в покое. Пусть играет как играет». Вот и играю.


— Как работалось на одной площадке с Чулпан Хаматовой?


— Она блестящая актриса и человек, с неукротимым внутренним огнём. Выходить с ней на сцену — огромное удовольствие! От неё такой разряд энергетический идёт, будто человек всего себя без остатка делу отдаёт…


— Кроме активной актёрской жизни, вы ещё пишете книги. Трудно нынче издаваться?


—Так а я на свои деньги книги издаю. Это же моё хобби, моя отдушина, моё самовыражение, почему кто-то должен за это платить? Мне иногда друзья предлагают: «Толя, давай тебе мецената найдём, серию свою запустишь». А я отказываюсь. Это же для своих потомков я делаю, чтобы стояли у них в книжном шкафу мои книги, а они говорили: вот, наш дед написал! Поэтому коплю на выпуск книг с гонораров, откладываю. Мне самому приятно, что я сам свои книги издаю.

 

Анатолий Ефимович Узденский родился 24 февраля 1952 года в Павлодаре (Казахстан). Народный артист РФ.
В 1975 году окончил Новосибирское театральное училище. Работал в новосибирском драматическом театре «Старый дом» (1982—2004) и в санкт-Петербургском «Театре на Литейном». С 2005 года — актёр московского театра «Современник». Сыграл более 20 театральных ролей. Снимался в сериале «Ментовские войны». На телеканале «Россия» с участием Анатолия Узденского были показаны художественный фильм «Самозванка» и сериалы: «Деньги», «Вызов-2», «Гражданин начальник». В нашумевшем историческом сериале «София» сыграл дьяка Курицына.


Наталия ДМИТРИЕВА | Фото Валерия ПАНОВА

27 27
 
По теме
Балет Лебединое озеро из Москвы отказался от гастролей в Бердске из за 250 проданных билетов - Курьер.Среда.Бердск Администрации Русского классического балета посчитала, что такого числа зрителей для зала в 800 мест для них слишком мало и за час до начала спектакля отменила его.
22.10.2018
 
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области Елена Тырина и Федор Николаев организовали поездку тогучинцев на пьесу Александра Вампилова «Прощание в июне» в Новосибирский драматический театр «На левом берегу».
22.10.2018
Хедлайнером празднования Дня народного единства в Новосибирской области станет Денис Майданов - Сибирский репортер На праздновании Дня народного единства, которое пройдет в Новосибирской области 4 ноября, хедлайнером концертной программы станет заслуженный артист Российской Федерации, певец и композитор Денис Майданов.
19.10.2018
 
Открыть оригинальное изображение - Правительство Новосибирской области На праздновании Дня народного единства, которое пройдет в Новосибирской области 4 ноября, хедлайнером концертной программы станет заслуженный артист Российской Федерации, певец и композитор Денис Майданов.
19.10.2018
 
Депутат Законодательного собрания Оксана Марченко помогла коррекционной школе №62 оборудовать сенсорную комнату.
19.10.2018
Вечером 21 октября в одну из больниц города Барабинска бригадой «скорой помощи» была доставлена 34-летняя жительница районного центра.
22.10.2018 ГУ МВД Новосибирской области
Депутаты Законодательного собрания Новосибирской области Елена Тырина и Федор Николаев организовали поездку тогучинцев на пьесу Александра Вампилова «Прощание в июне» в Новосибирский драматический театр «На левом берегу».
22.10.2018 Законодательное собрание
Реконструкция кукольного театра, капремонт Дома Ленина, реставрация зданий-памятников на территории области — что уже сделано, а что предстоит сделать?
17.10.2018 Газета Ведомости
На праздновании Дня народного единства, которое пройдет в Новосибирской области 4 ноября, хедлайнером концертной программы станет заслуженный артист Российской Федерации, певец и композитор Денис Майданов.
19.10.2018 Сибирский репортер
Путешествие с Римским-Корсаковым, танцевальный спектакль студии пластики «Глобуса» по мотивам поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила», выставка, рассказывающая о Красном проспекте с точки зрения авангарда,
15.10.2018 Газета Ведомости
Итоги матчей 19 – 21 октября - Управление физкультуры и спорта г.Новосибирска Соревнования в рамках первенства Новосибирска по хоккею среди детско-юношеских команд в сезоне 2018–2019 годов набирают обороты!
22.10.2018 Управление физкультуры и спорта г.Новосибирска
Ученики школы №112 завоевали четыре золотые медали на международном фестивале робототехники в Санкт-Петербурге В Санкт-Петербурге завершился V Юбилейный Международный фестиваль «РобоФинист»,
17.10.2018 Газета Бумеранг
Сборник стихов для детей «Рифмованные рассказы» в редакцию принес сам автор – Борис Александрович Овсюков.
17.10.2018 Газета Бумеранг
Новосибирские бойцы ММА провели первый крупный смотр сил после летнего перерыва В минувшие выходные именно смешанные боевые единоборства (ММА) стали спортом №1 в мире по популярности.
10.10.2018 Газета Ведомости
Операция “Дебитор” проведена на территории города Искитима и Искитимского района. - Администрация г. Искитим Сотрудники полиции напоминают, что злостное уклонение от оплаты административного штрафа само по себе является правонарушением, за которое установлена ответственность.
22.10.2018 Администрация г. Искитим
Светофоры на перекрёстке не будут работать до 17:00 Сегодня, 22 октября, на девять часов погаснут светофоры на перекрёстке улиц Гурьевской и Пролетарской в Октябрьском районе Новосибирска.
22.10.2018 НГС.Новости