Без фанфар, но со скандалами

Газета «Новая Сибирь» подводит художественные и не только художественные итоги театрального сезона

В НОВОСИБИРСКЕ завершился театральный сезон, в котором скромные художественные достижения оказались плотно переплетены с феерическими скандалами, спровоцированными лихорадочным вбиванием идеологических скреп. Течение творческой жизни нарушали репрессии и суды, премьеры заглушали митинги и увольнения. Камни в кулисы бросали борцы за нравственность, чиновники, служители культа. Одних раздражали ежики, других угнетали постеры, третьих не удовлетворяла глубина реверанса. В особо циничной форме театр учили сидеть и не питюкать. Эти уроки и задали тон лучшим спектаклям сезона.
      Пристанище разврата и греха
      О страстях, сопровождавших прошедший театральный сезон, «Новая Сибирь» писала по мере поступления информационных поводов и достаточно подробно. Звание главного ньюсмейкера года заслужил театр оперы и балета, вляпавшийся в скандалы по самые колосники. Опера Р. Вагнера «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина, сделанная с явным прицелом на «Золотую маску», по иронии судьбы послужила спусковым механизмом травли главной национальной премии страны и чуть было не довела до цугундера своих создателей. Директор театра и режиссер спектакля, превратившие, по мнению борцов за нравственность, храм культуры в пристанище разврата и греха, оказались на скамье подсудимых за попранные религиозные чувства. Оправдательный приговор не помешал министру культуры уволить Бориса Мездрича со своего поста и назначить на вакантную должность Владимира Кехмана. Взойдя на трон, «банановый король» снял с репертуара концептуального «Тангейзера», похоронив не только кругленькую сумму, потраченную на постановку оперы, но и серьезную работу огромного коллектива, и скоропостижно закрыл театр на реконструкцию. По слухам, внеплановая реновация коснется не только здания, но и репертуарной политики. Новая дирекция отложит выпуск оригинальной продукции до лучших времен. В ближайшие же сезоны НГАТОиБ сосредоточится на покупке готовых решений, то есть будет выпускать в качестве премьерных спектакли, создававшиеся на других артистов и для других театров. Такая система позволит экономно и быстро наполнить как взрослый, так и детский репертуары. Компенсирует эрзац свежее убранство большого зала, расширенная система санузлов и ресторан высокой кухни помимо буфета, где можно будет полноценно отужинать в антракте. Насколько будет способствовать пищеварению предложенный на десерт художественный акт, станет известно не раньше ноября 2015 года.
      Ne quid nimis
      Премьеры драматических театров были в большинстве своем столь тихи и незаметны, что не принесли сезону ни скандалов, ни открытий. Городской драматический театр Сергея Афанасьева провел репертуарный год без постановок художественного руководителя, и отсутствие «гвоздя программы» не пошло труппе на пользу. Молодые новосибирские режиссеры Сергей Чехов («Пустите в гости») и Анна Чаленко («Апрельской ночью») отделались проходными работами, а более опытный Георгий Алехандрос, поставивший «Свидание в предместье» по пьесе Вампилова «Старший сын», убедительно доказал, что не каждое ретро на сцене театра Афанасьева — шедевр.
      «Красный факел» продолжил строительство буржуазного театра, где хлеб и зрелище — равновеликие и равно прекрасные величины. Все — от сценических костюмов до банкеток — должно услаждать взор и не возмущать нрав респектабельной аудитории. В минувшем репертуарном году публику потчевали комедией «Декамерон» (режиссер — Василий Сенин), лирической рапсодией «Все о мужчинах» (режиссер — Константин Колесник) и абсурдистской пародией на ситком под трехэтажным названием «Женщина, которая вышла замуж за индюка» (режиссер — Анна Морозова). В первых двух случаях режиссеры сэкономили свои художественные ресурсы, отдав спектакль на откуп краснофакельским звездам. В последнем — постановщик наоборот превысил норму изобретательности, отчего отяжелевший спектакль впал в занудство. Впрочем, ради талии Елены Ждановой и самоиронии Владимира Лемешонка можно и потерпеть.
      Для «Глобуса» сезон оказался трижды юбилейным. Круглую дату отмечали и труппа, и здание, и студии театра. Гений креативного отдела долго кружился вокруг событий, сгенерировав взамен привычного «датского» концерта ворох душевных и затейливых мероприятий, и просчитался только в одном — не сделал красивой и внятной коды. Художественные результаты «Глобуса» были лаконичны. Пусть не бесспорными, но точно самыми яркими оказались работы для детской (младше- школьной) и подростковой аудиторий — «Король Матиуш» Полины Стружковой и «Робин Гуд» Нины Чусовой. Оба спектакля заполнили пустующую нишу — адресовались мальчикам и девочкам, которые только начинают свое вхождение во взрослый мир и нуждаются в ярком качественном зрелище не менее нравственных ориентиров. А вот ставка на молодую режиссуру на малой сцене не сработала вовсе. Штатный режиссер Иван Орлов представил «Ворона» Гоцци в исполнении стажерской группы и молодых артистов театра. Наворотил в спектакле много всего — от жонглирования кинообразами до схваток на рапирах, но чего хотел добиться и зачем битый час ворочал гоцциевской махиной — растолковать так и не смог. Артист Лаврентий Сорокин интерпретировал «Макулатуру» Чарльза Буковски, однако не попал с главным героем и зарапортовался с жанровой природой нуара. Самыми страшными оказались психоделические фантазии московского режиссера Александра Созонова на тему «Арабской ночи» Роланда Шиммельпфеннига, выведшие спектакль за грань профессии и адекватности.
      Театру «Старый дом» с экспериментами на этот раз повезло. Споткнувшись на танцевальном марафоне «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?!» в постановке действующего главрежа Галины Пьяновой, труппа новосибирского драматического выпустила решенную в жанре классической мелодрамы «Дульсинею Тобосскую» (режиссер — Александр Кузин) и удивительного «Летова». Штучная работа Антона Болкунова, Сергея Мельцера и Галины Пьяновой — реконструкция личности, космоса и эпохи через метафизику театра художника.
      Тенденция, однако
      Минувший сезон можно окрасить множеством эпитетов. И все же в историю он войдет как некая точка отсчета, год сдвига тектонических пластов, поворот, за которым вопреки здравому смыслу скрывается не светлое будущее, а сумрак недавно прошедшего. Впервые за много лет новосибирский театр обратил внимание на общественно-политическую жизнь и взаимодействие человека и системы. Обратился к homo sapiens, вписанному в определенный исторический контекст, к гражданину своей страны, к винтику эпохи тотального государственного контроля. В главных работах сезона театр отказался от идеи умыкания зрителя в параллельные миры, сосредоточившись на максимальном сближении сценического действа с реальной действительностью, отображении общественных настроений, попытках идентифицировать время и самое себя. Театр пережил те же надежды и разочарования, что испытала его большая страна.
      В сентябре, когда от «крымского синдрома» остались одни конвульсии, а новейшая история совершила безрассудный бэкфлип в советское прошлое, на сцене «Красного факела» появляется спектакль «Довлатов. Анекдоты», в котором ностальгия еще окрашивается в радужные тона, но крепостные стены и милицейский ботинок уже искажают, сжимают и затемняют перспективу. Формально постановка Дмитрия Егорова рисует картины эпохи «развитого социализма», по факту — жители Путинской России узнают в героях нынешнее время и, конечно же, самих себя. Целясь в биографию одного русского литератора из Нью-Йорка, петербургский режиссер попадает в болевую точку страны и рождает спектакль первой душевной необходимости. «Довлатов. Анекдоты», затянутый на три с половиной часа, имеет феноменальный успех: в большой зал новосибирского академического устремляются как театральные завсегдатаи, так и те, кто по обыкновению к «служителям муз» не заглядывает. Эмиграция, о которой, кажется, задумываются в этот момент все, воспринимается режиссером как крайняя мера и духовная смерть.
      К ноябрю климат в стране меняется. Рассказывать анекдоты больше не можется, да и не хочется. На сцене «Старого дома» проходит премьера спектакля Семена Александровского «Элементарные частицы». Текст, ловко маскирующийся под документ, специально для проекта создает драматург Вячеслав Дурненков. В центре повествования оказывается история новосибирского Академгородка, в которой авторы прослеживают все стадии утопии — от зарождения до краха. Место действия расширяется до размеров целого государства. Прошлое безусильно проецируется в будущее. Островок свободы, усилием воль отвоеванный у природы и власть имущих, начинает свой путь в послевоенные годы и заканчивает точно в 1968-м — в меру известным «Письмом сорока шести» и нелицеприятными последствиями этого акта гражданской ответственности. Дальнейшее существование Академгородка как жизнь после жизни создателей спектакля не интересует. Хронологически время «Элементарных частиц» предшествует довлатовским «Анекдотам», но в контексте сегодняшнего дня воспринимается как духовный сиквел, горькое похмелье, пришедшее на смену мечтам и упованиям, точка невозврата, за которой апатия, отчуждение, внутренняя эмиграция. Абсурд, воспетый «Анекдотами», можно принять и даже полюбить.
      Мимо публики
      Удушье «Элементарных частиц» — ни при каких обстоятельствах. Любопытно, впрочем, другое. Основой для построения «Элементарных частиц» служат интервью, беседы, газетные публикации, хроники, научные работы, исторические документы. На сцене присутствуют пять исполнителей. Они не примеряют маски и нарочито ничего не играют. Поставленными радийными голосами, лишенными личных тонов, опыта и индивидуальной телесной истории, доносят до публики текст, факты, голую правду… и не попадают в зрителя. Публика в большинстве своем (за исключением театральных критиков, отрефлексировавших спектакль Александровского подробно и сполна) остается чужда происходящему на сцене, в то время как коллективное мифотворчество краснофакельских артистов, увлеченно творящих анекдотическую художественную реальность, задевает за живое. Вымысел, идущий от сердца, при всем своем несовершенстве и неправдоподобности оказывается сильнее, мощнее, действеннее документально-фактографической истины.
      В середине марта на сцене театра «Глобус» появляется «Король Матиуш» — спектакль по повестям Януша Корчака, писателя, общественного деятеля и великого педагога, погибшего в фашистском концлагере вместе с двумя сотнями своих воспитанников. Приступи молодой московский режиссер Полина Стружкова к этой постановке лет пять назад, не обошлось бы без кислых мин, сморщенных носиков и намеков на нафталин. Но здесь и сейчас история больших людей, которые втравливают маленьких в свои взрослые игры, тем самым отбирая у них право на жизнь и счастливое детство (в самом широком смысле как фаза невинности помыслов, чистоты сердца, гармонии и эмоциональной свободы), своевременна и уместна. В традициях советского ТЮЗа (и в данном случае это не столько недостаток, сколько прием) «Король Матиуш» описывает войну, ее страшное нутро и печальный исход. Пока эта война далека от реальности и живописуется пылкой фантазией, наивным воображением — она притягательна, великолепна и торжественна. Кони в яблоках, позолоченные сабли, высоко поднятые головы героев. Но как только война происходит взаправду, на самом деле от красоты не остается и следа. Кровь вместо золота и бессмысленная смерть вместо священнодейства. Взрослые смыслы спектакля режиссер «Короля Матиуша» изобретательно и метко облекает в одежды детского спектакля: картонные истуканы, говорящие статуи, игра с масштабами и размерами, одновременное подключение всех каналов восприятия и интерактив, который молниеносно бросает сказку в полымя реальности. Крепко задумываются зрители всех поколений без исключения.
      Слова Брехта звучат страшно
      Завершается сезон спектаклем «Мамаша Кураж и ее дети». Умницу и величайшего провидца XX века Бертольда Брехта интерпретирует на сцене «Старого дома» режиссер из Казани Туфан Имамутдинов. Война, от которой еще вчера предостерегали, сегодня становится обыденностью, чудовищем, которое обосновалось на вашей территории, набилось в друзья и никуда не собирается убираться. Самое страшное в этом соседстве не сам факт, а смирение, привычка, тотальная зависимость от молоха, который пожирает детей, но получает вместо мести рабскую покорность. Война — истинный властелин сожженных душ, золотая жила, кормилица, перевернувшая с ног на голову и логику, и здравый смысл. Перевертыш этот режиссер улавливает точно и погружает спектакль в эстетику шапито, черной клоунады, балагана, где лицо — сплошь маски, а персонажи — марионетки в руках невидимого глазу кукловода. Ход хитрый, безопасный и верный. Во-первых, так проще включить знаменитое брехтовское остранение. Во-вторых, актуальность пьесы бьет через край, и решение спектакля в русле русского реалистического психологического театра, а тем более осовременивание текста, наверняка обернулось бы провалом и скандалом. А так какой спрос с клоунов? Кто воспримет всерьез слова и слезы лицедеев? Лицедействуют же, несмотря на технические огрехи и стилистические помехи, артисты «Старого дома» неистово, отчаянно, изобретательно. И чем больше смертельных трюков и шокирующих номеров они выполняют, тем больше нарождается смыслов, аллюзий и параллелей к новейшей истории, к сегодняшнему дню. Слова Брехта звучат страшно. Приближение беды ощущается физически. Неопределенный завтрашний день начинает проступать, пульсировать. Лучшей коды для переходного, но не сулящего избавления сезона не придумаешь.
     

 
По теме
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Делаем всё возможное - ГБУЗ НСО ГНОКБ За два года, в течение которых на базе Новосибирской областной больницы работает детское онкологическое отделение, 11 маленьких пациентов прошли процедуру заместительной почечной терапии - гемодиализ.
ГБУЗ НСО ГНОКБ
Что приносит почтальон - Черепановская ЦБС       28 марта в Городской библиотеке побывали ребята из детского сада «Колокольчик» на завершающем мероприятии "Недели детской книги".
Черепановская ЦБС
Искусство на все времена - Газета Ведомости Выставка Рубенса в художественном музее, спектакль «Три мушкетёра» в «Глобусе», фильм «Летучий голландец» в кинотеатрах города.
Газета Ведомости