Юбилей звезды сибирского балета – 90 лет Татьяне Зиминой

17 января исполняется 90 лет Народной артистке РСФСР Татьяне Анатольевне Зиминой. Выдающаяся балерина, педагог, 23 года (1947 – 1970) была ведущей солисткой Новосибирского театра оперы и балета, станцевав в спектаклях театра 44 партии. Сегодня Татьяна Анатольевна Зимина – педагог-репетитор Михайловского театра (Санкт-Петербург).

После окончания Московского хореографического училища в 1947 году будущие звёзды сибирского балета – Татьяна Зимина, Лидия Крупенина и еще семь выпускников, –попросились в молодой Новосибирский театр оперы и балета. В балетной труппе театра в это время практически не было профессионально подготовленных танцовщиков, и новичкам Татьяне Зиминой, Лидии Крупениной и Сергею Иванову сразу поручили ответственный классический номер «па-де-труа» из первого акта «Лебединого озера» на музыку П. И. Чайковского в постановке М. Ф. Моисеева и К. И. Сальниковой. В первый год работы на новосибирской сцене Татьяна Зимина исполнила около семнадцати номеров, в конце сезона станцевала свою первую ведущую партию Раймонды в одноименном балете А. Глазунова в постановке М. Моисеева, а уже в следующем сезоне, в декабре 1948, балерина впервые исполнила партию Одетты-Одиллии. Мастерство молодой балерины росло, партии, исполняемые ею, становились всё более значимыми и масштабными. Обширный балетный репертуар Новосибирского театра предоставлял молодым артистам невероятные возможности: Зимина танцевала в классических балетах и в постановках советских авторов, работала с мастерами разных направлений. Новосибирскому балету везло: в разное время в театре работали выдающиеся балетмейстеры, родоначальники советской балетной традиции: В. И. Вайнонен, П.А.Гусев, здесь начинал как хореограф О. М. Виноградов, ставил свои шедевры Ю.Н Григорович.

В 1955, в год десятилетнего юбилея Новосибирского театра оперы и балета, состоялись его гастроли на сцене Большого театра СССР. Татьяна Зимина танцевала партию Одетты в «Лебедином озере» (партию Одиллии в редакции М. Сатуновского исполняла другая балерина). «Талантливые артисты новосибирского балета – Т. Зимина, Г. Рыхлов и другие – пленили московских зрителей глубокой эмоциональностью исполнения и безупречной техникой», – писала Е. Грошева в рецензии на выступление новосибирской труппы. В том же году творческие достижения молодой артистки балета были высоко оценены: в марте 1955 года Татьяне Анатольевне Зиминой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР, а в августе 1955 года – народной артистки РСФСР.

Спустя два года балетная труппа и симфонический оркестр театра выехали на гастроли в Китайскую Народную республику, и вновь Татьяна Зимина покорила публику сначала в «Лебедином озере», затем в партии Жизели. Директор Шанхайского театрального института Сюн Фоси в своём интервью так отзывался о ней: «Зимина является выдающейся артисткой, созданный ею образ доставляет нам высокое эстетическое наслаждение».

После гастролей в Китае в 1959 году Новосибирский театр впервые в Советском союзе представил китайский балет «Драгоценный фонарь лотоса» композитора Чжана Сяаху. Сибирским артистам пришлось осваивать китайский классический танец, акробатические трюки, ведение боя различным оружием. В ведущей партии святой девы Сан Шен-Му, полюбившей земного юношу, с двумя мечами в руках сражалась за своё счастье хрупкая Татьяна Зимина.

Балерина много гастролировала с театром и со своими партнерами по разным городам СССР и за рубежом. Выезжала на гастроли во Вьетнам, Данию, Китай, Румынию, Сирию, Болгарию, Австралию и другие. Партнерами Т. Зиминой в разные годы были ведущие солисты балета С. Иванов, Г. Янсон, Г. Рыхлов, С. Савков, Н. Долгушин и другие.

За свою творческую жизнь балерина с виртуозным мастерством и ярким актерским дарованием создала целую галерею незабываемых образов. Среди ее обширного репертуара выделяются партии: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро»), Жизель («Жизель»); Хозяйка Медной горы («Каменный цветок»), Аврора («Спящая красавица»), Маша («Щелкунчик»), Китри («Дон Кихот»), Параша («Медный всадник») и, конечно, Мехменэ Бану («Легенда о любви»).

Партия Мехменэ Бану в балете А. Меликова «Легенда о любви», в легендарной хореографии Юрия Григоровича стала последней партией, исполненной балериной на сцене театра. Именно в хореографии Юрия Григоровича многогранный талант Татьяны Зиминой проявлялся ярче всего. Её знаменитый партнер, выдающийся танцовщик Никита Долгушин писал: «Танцевальный психологизм хореографа–новатора оказался близок Татьяне Зиминой. Актриса глубоких лирических и драматических тем, она стала единомышленником и тонким интерпретатором художнических позиций авторов знаменитых постановок».

С 1965 по 1970 год народная артистка РСФСР Т. Зимина работала педагогом и была художественным руководителем Новосибирского хореографического училища, с 1971 по 1991 год была балетмейстером–репетитором Ленинградского мюзик–холла. С 1992 года и по сей день Татьяна Анатольевна Зимина – репетитор балетной труппы Михайловского театра (Санкт-Петербург).

НОВАТ поздравляет одну из ярчайших звезд сибирского балета с замечательным юбилеем.

1 из 8
 
По теме
Балетная труппа Красноярского театра оперы и балета покажет «Снегурочку» и «Щелкунчика» в знаменитом театре Оксфорда, бывшем The Apollo, узнал 29 декабря корреспондент Сиб.фм из сообщения The Oxford Times .