Мэр Новосибирска Анатолий Локоть поздравил коллектив и зрителей Новосибирского государственного академического театра оперы и балета с 73-летием

12  мая 2018 года Новосибирскому государственному театру оперы и  балета исполняется 73  года. Мэр Анатолий Локоть поздравил коллектив театра и  всех поклонников оперы и  балета с  этой знаменательной датой.

«73  года назад, буквально через три дня после Победы, новый театр Новосибирска дал свой первый спектакль  — оперу «Иван Сусанин» Михаила Глинки. Так в  нашем городе появился свой «большой» театр: его оперная и  балетная труппы известны в  России и  за  рубежом. НГАТОиБ вырастил большое количество солистов  — мировых знаменитостей. Здесь работали и  работают выдающиеся музыканты, дирижеры, хореографы, Яркие, запоминающиеся постановки, любимые поклонниками театра, спектакли, завоевывающие профессиональное признание и  высшую российскую театральную награду  — «Золотую маску»,  — всегда дарили радость и  праздник зрителям. За  73  года на  операх и  балетах новосибирского театра выросло несколько поколений истинных ценителей музыки, и  горожане, приходившие сюда еще детьми, сохраняют свою любовь к  НГАТОиБ на  всю жизнь.

Судьба театра, судьба его здания очень тесно связана с  историей Новосибирска, с  его становлением как культурного центра Сибири. Еще до  того, как театр был введен в  эксплуатацию, он  уже играл огромную роль.

Потрясающее по  своей красоте здание и  исключительно сложное инженерное сооружение строили несколько лет  — начиная с  1931  года. В  1941 году театр оперы и  балета был почти готов, но  Великая Отечественная война поставила перед нашими дедами и  прадедами другие первоочередные задачи и  строительство было законсервировано. Но  уже в  1942 году правительство СССР приняло решение о  срочной достройке театра. И  в  феврале 1944 года здание было сдано в  эксплуатацию.

В  годы войны здесь хранились сокровища музеев Москвы и  Ленинграда (Эрмитажа, Третьяковской галереи, изобразительных искусств  им. Пушкина, Павловского дворца и  Царского села). Сцена будущего театра использовалась для концертов Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского.  7  ноября 1942 года в  присутствии автора была исполнена первая часть Седьмой (блокадной) симфонии Дмитрия Шостаковича.

И  эта высочайшая планка искусства, заданная еще до  открытия новосибирского оперного, никогда не  снижалась. Замечательно, что сегодня коллектив театра оперы и  балета осознает свою высокую миссию и  воплощает в  жизнь новые смелые проекты: оставаясь открытым пространством и  центром притяжения всех творческих сил города, укрепляя позиции Новосибирска как лидера в  евразийском культурном пространстве.

День рождения нашего «большого» театра  — это праздник для всех новосибирцев! Я  желаю оперной и  балетной труппам дальнейших успехов, благодарных зрителей, благополучия и  постоянного, неустанного творческого поиска. Каждая ваша работа приносит нам, зрителям, радость и  дарит чувство прекрасного, учит нас понимать искусство. С  праздником, с  днем рождения!"  — говорится в  поздравлении мэра Новосибирска Анатолия Локтя.

Справочная информация:

Здание театра является памятником истории и  архитектуры. Общая площадь здания  — 11837,8  кв.  м., объем  — 294 3400  куб.  м  — превышающий объем здания Большого театра России.

С  точки зрения инженерного искусства театр является исключительно сложным сооружением. Самая уникальная часть здания  — конструкция купола диаметром 60  м, высотой 35  м. Купольное перекрытие без контрфорсов и  ферм впервые было применено в  строительной практике Европы. Кровля купола  — тысячи железных чешуек серебристого цвета.

Строительство здания началось в  1931  году. По  первоначальному проекту художника Большого театра СССР М.  И. Курилко, архитектора-художника Т.  Я. Бардта, архитектора А.  З.  Гринберга  — Дом науки и  культуры, грандиозное сооружение с  уникальными размерами зрительного зала и  параметрами сцены, с  совмещением трех типов театра: со  сценой-коробкой, сценой-ареной, планетарно-панорамного типа. Предполагалось монументальное сооружение, где должны были происходить массовые действия, манифестации, праздничные торжества огромного масштаба.

К  1933 году сооружение в  основных конструкциях поднялось над городом в  самом его центре. Архитектура театра была выполнена в  стиле конструктивизма («авангарда»), занимающего в  те  годы основные творческие позиции в  среде зодчих. Но  формальная направленность архитектуры в  стране изменилась. В  результате проект был изменен во  2-й Московской архитектурной мастерской академика А.  Щусева, и  с  1936 года строился театр оперы и  балета. Окончательно проект театра был разработан под руководством В.  С.  Биркенберга и  инженера-конструктора Л.  М. Гохмана. Проект здания был удостоен Золотой медали Всемирной выставки в  Париже (1937  год).

В  1941 году здание театра было практически готово, но  с  началом войны строительство законсервировали. Во  время войны в  здании хранились сокровища музеев Москвы и  Ленинграда (Третьяковской галереи, Павловского дворца и  др.). Изредка использовалась и  сцена для проведения концертов  — здесь выступал в  годы войны Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии под управлением Евгения Мравинского (Ленинградская филармония находилась в  эвакуации в  Новосибирске).

В  1942 году правительство СССР принимает решение о  срочной достройке театра. В  феврале 1944 года приезжает правительственная комиссия, и  здание сдается в  эксплуатацию. Сразу  же начинается формирование труппы. Первый спектакль состоялся 12.05.1945 года (опера «Иван Сусанин» М.  И.  Глинки).

Пространственная композиция здания объединена ритмом мощных пилястр, переходящих в  монументальный двенадцатиколонный портик главного фасада.

Размеры сцены соответствуют общим масштабам здания. Глубина сцены 30  м, высота до  колосников  — 29,5  м. Предусмотрен пожарный занавес. Первоначально этот занавес состоял из  пемзобетона весом 72,5  т. Во  время реконструкции (2003  г.) он  был заменен на  новый, облегченный, весом 32  тонны.

До  реконструкции большой зал театра насчитывал 2000  мест, концертный зал  — 450  мест, малый зал  — (верхняя сцена) 150  мест. Большой и  концертный залы связаны центральным кольцевым фойе. В  2005 году после ремонта и  реконструкции число мест в  большом зале стало 1774 (вместе с  местами для инвалидов-колясочников), в  концертном  — 375.

В  первые  же сезоны Новосибирский театр оперы и  балета имел хорошо укомплектованную труппу и  мощные постановочные возможности. Активно формировался репертуар, преимущественно из  классических произведений: зрители познакомились с  операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», с  балетом «Корсар». Для детской аудитории были предназначены балеты «Доктор Айболит» и  «Аленький цветочек». Профессиональный уровень творческих коллективов определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак. Он  занимал пост главного дирижера на  протяжении первых сезонов до  1949 года и  вновь вернулся в  театр в  1968  году, оставаясь на  этому посту до  1986  года.

В  1955  году, через 10  лет после открытия, Новосибирский театр был приглашен с  творческим отчетом в  Москву; выступления прошли на  сцене Большого театра. А  уже в  1957 году состоялись первые зарубежные гастроли  — в  Китайской Народной республике. Спустя два года, в  1959  году, на  новосибирской сцене появился балет «Драгоценный фонарь лотоса», поставленный китайскими хореографами.

В  1963 году Новосибирский театр оперы и  балета получил звание «академический». К  этому времени он  имел репутацию театра ищущего, способного на  эксперименты.  5  ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Не  только любовь». Постановщиком новаторского спектакля был Эмиль Пасынков, в  1960-х годах занимавший пост главного режиссера. С  1975 до  1988 главным режиссером театра был Ваагн Багратуни, который осуществил более 40  классических оперных постановок.

Для балетной труппы 1960-70-е годы  — период интенсивного развития и  завоевания широкой известности. Первые шаги в  качестве балетмейстера на  сцене театра делает Олег Виноградов, с  артистами работают выдающиеся хореографы Петр Гусев, Василий Вайнонен, Юрий Григорович. В  труппе театра появляются яркие балетные звезды  — выдающиеся танцовщики Никита Долгушин, Любовь Гершунова, Анатолий Бердышев.

В  международном культурном пространстве Новосибирский театр оперы и  балета укрепил позиции в  1990-е годы. Коллективы театра активно гастролируют в  различных странах, реализуют международные проекты  — балет «Арго», оперы «Волшебная флейта» и  «Леди Макбет Мценского уезда» (совместно с  различными театрами и  культурными институтами Германии).

Эта линия была продолжена и  в  21-м веке. Театральную жизнь всколыхнула российская премьера оперы Альфреда Шнитке «Жизнь с  идиотом», состоявшаяся в  2003  году. Спектакль готовила интернациональная команда; после российской премьеры в  рамках «Года России в  Германии» он  гастролировал по  различным немецким городам. «Тоска», «Кармен» и  «Богема» были подготовлены совместно с  театром «Гранд-Опера» в  Пусане (Республика Корея). Событием, имевшим мировой резонанс, стала постановка оперы Верди «Макбет»: первая в  России копродукция с  Парижской Оперой сделала Новосибирск в  декабре 2008 года центром международной оперной жизни. Постановщик спектакля Дмитрий Черняков, признанный сегодня одной из  самых ярких фигур в  мировой оперной режиссуре, фактически начал свою творческую жизнь в  этом виде искусства на  новосибирской сцене  — первым его спектаклем был «Молодой Давид» на  музыку Владимира Кобекина, созданный в  1998  году. Каждая из  трех постановок  — а  в  2004 году он  сделал в  Новосибирском театре «Аиду»  — неизменно приковывали внимание зрителей и  критиков. Музыкальный уровень оперных и  балетных постановок в  период с  2004 по  2011 годы обеспечивал музыкальный руководитель театра Теодор Курентзис. Балетную труппу с  2006 по  2016 возглавлял Народный артист России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Государственной премии Новосибирской области Игорь Зеленский. По  его инициативе ежегодно в  театре проводился Сибирский фестиваль балета.

С  2015 года Генеральным директором театра назначен Владимир Кехман. Под его руководством уже в  первый сезон был проведен масштабный ремонт, представлена новая концепция развития театра, выпущено одиннадцать премьер. Музыкальный руководитель и  главный дирижер театра  — Дмитрий Юровский. Художественный руководитель балета  — заслуженный артист Украины Денис Матвиенко.

 
По теме
«Скупой рыцарь» в постановке молодого московского режиссера Алексея Смирнова продолжил серию одноактных опер в НОВАТе НОВАТ продолжает цикл камерных опер.
В НОВАТе прошли премьеры первого 3D-спектакля «Золушка» по эскизам 1945 года Хореограф Михаил Мессерер совместно с художниками Вячеславом Окуневым и Глебом Фильштинским воссоздали на большой сцене Новосибирского оперн
Сегодня мэр Анатолий Локоть встретился с творческим коллективом Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, который накануне отметил свое 73-летие.
Житель города Бердска предстанет перед судом по обвинению в убийстве родственника - Следственный комитет фото СУ СК РФ по Новосибирской области Следственным отделом по городу Бердск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области завершено расследование уголовного дела в отно
Следственный комитет
Редкую патологию обнаружили у девочки из Новосибирска - более десяти лет потребовалось, чтобы установить диагноз Ребенок не может нормально питаться, твердая пища вызывает боль и кровотечения во рту.
ГТРК Новосибирск
С Сергеем Михалковым – весело! - ЦБС Баганского района Во второй день Недели детской книги в библиотеке состоялась встреча с воспитанниками детского сада «Колокольчик».
ЦБС Баганского района
С новым званием! - Краеведческий музей Поздравляем Риту Анатольевну Полянскую с присвоением звания «Почетный работник культуры» Новосибирской области!
Краеведческий музей
Поезд, идущий в овраге - Газета Ведомости «Собаки» и «Гадкий утёнок» — какие сюрпризы приготовили детям новосибирские театры?
Газета Ведомости